31-й сезон в Московском театре Новая Опера имени Е.В. Колобова стартует 14 и 15 сентября.
В эти дни на сцене театра будут показаны нетривиальные программы, построенные вокруг важных дат музыкальной истории, объединенные универсальными образами-символами, мифологемами, размышлениями о глобальных, внеисторических сюжетах. Прозвучат фрагменты опер, ораторий и симфонических произведений. Оба вечера за дирижерским пультом будет Валентин Урюпин, который дебютирует в статусе главного дирижера – музыкального руководителя театра Новая Опера.
Валентин Урюпин: «Я очень рад прийти в театр с такой репутацией, с такой философией, основанный большим дирижером, и предвижу радость творчества и тяжелый труд в ближайшие годы. Я опираюсь на очень крепкий коллектив театра, на дирижеров, на оркестр, на хор и солистов, и мне представляется, что в этом театре есть огонь. Задача – еще повысить его температуру. Верю, что очень скоро мы начнем это делать» (ТАСС, 13 мая 2021).
Принципиально важно, что театр начинает сезон именно с русской музыки. Для открытия выбраны монументальные произведения, которые стали частью огромного, длительного процесса осмысления в русском искусстве важнейших архетипов европейской культуры.
Первый вечер – концерт 14 сентября. Прозвучит первый акт оперы «Орлеанская дева» П.И. Чайковского и опера-оратория «Царь Эдип» И.Ф. Стравинского (оба произведения в концертном исполнении). Театр отдает дань памяти И.Ф. Стравинскому: в этом году исполняется 50 лет со дня его смерти.
Опера «Орлеанская дева» П.И. Чайковского посвящена национальной героине Франции, воспетой во многих произведениях искусства, – Жанне (Иоанне) д’Арк. Композитор сам написал либретто, основываясь на драме Ф. Шиллера в переводе В.А. Жуковского. Чайковский придавал большое значение соотношению психологической и исторической правды, поэтому изучал множество источников: драму «Жанна д’Арк» Ж. Барбье, либретто оперы «Орлеанская дева» О. Мерме и исторический труд «Жанна д’Арк» А. Валлона. Он внес изменения в драматургию Шиллера, в том числе не мог принять финал, когда героиня умирает на поле боя – в опере она погибает на костре, и сама казнь представлена мрачно, без ощущения катарсиса, что отличается от трактовок подобных сцен другими композиторами XIX века. Чайковского волновала не только героико-патриотическая идея, но и противоречивая внутренняя жизнь Жанны д’Арк – ее сила и слабость, храбрость и страх.
В качестве музыкального воплощения композитор выбрал тип большой французской оперы с эффектными массовыми сценами. Но на этой основе он создал индивидуальную сконцентрированную композицию из четырех актов с оригинальным патетически-декламационным вокальным стилем. На концерте-открытии в Новой Опере прозвучит первый акт: масштабная экспозиция с хоровыми сценами и одним из лучших номеров оперы – арией Иоанны «Простите вы, холмы, поля родные».
«Орлеанская дева» – многовековой диалог: исторические события относятся к XV веку, драма Ф. Шиллера написана в самом начале XIX века, а в конце столетия переосмыслена П.И. Чайковским.
Главную партию Иоанны исполнит Мария Мотолыгина – артистка Молодежной оперной программы Большого театра (сопрано), лауреат XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского (III премия, Санкт-Петербург – Москва, 2019), лауреат X Международного вокального конкурса имени Станислава Монюшко (I премия, Варшава, 2019).
Другие партии готовят сопрано Кристина Бикмаева, тенор Михаил Новиков, басы Борис Жуков, Владимир Кудашев, Михаил Первушин.
«Царь Эдип» И.Ф. Стравинского сочетает два жанра: оперу и ораторию. Известно, что композитор определил язык для будущего произведения еще до выбора сюжета. В «Хронике моей жизни» он отмечал: «Мне всегда казалось, что для передачи возвышенного душевного состояния необходим особый язык, а не тот, на котором мы говорим каждый день. Вот почему я стал думать о языке, который больше всего подходил бы для задуманного мной произведения, и в конце концов остановился на латыни. Выбор этот представлял еще и то преимущество, что материал, с которым я имел дело, не был мертв, но окаменел, обрел известную монументальность и этим оградил себя от всего банального».
Для написания либретто композитор обратился к французскому писателю, поэту, одному из интереснейших драматургов первой половины XX века Жану Кокто, и в качестве сюжета была выбрана трагедия Софокла «Царь Эдип». Авторы значительно сократили текст, полностью сохранив сюжетную линию и сосредоточив трагедию на роковой развязке. Либретто было переведено на латынь, исключение – текст Рассказчика на французском языке.
14 сентября в Новой Опере в роли Рассказчика выступит Лоран Илер – этуаль балета Парижской оперы, художественный руководитель балетной труппы Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
Историческая нить тянется от V века до нашей эры, когда Софокл на основе мифа о Царе Эдипе написал трагедию, позже принятую Аристотелем за идеал этого жанра, к началу XX века, когда Стравинским и Кокто трагедия была переработана для оперы-оратории, а затем и к сегодняшнему дню – музыкальной интерпретации на сцене Новой Оперы. Кроме того, «Царь Эдип» относится к неоклассическому периоду творчества Стравинского, и в интонационном строе здесь множество аллюзий: оратории Г.Ф. Генделя и И.С. Баха, оперы М.П. Мусоргского, православные песнопения.
Партию Царя Эдипа исполнит солист Новой Оперы Георгий Васильев. Этот блистательный тенор хорошо знаком постоянным зрителям театра по исполнению партии Дона Хозе в спектакле «Кармен» Ж. Бизе (премьера предыдущего сезона). Партию Иокасты готовит одна из лучших меццо-сопрано Новой Оперы, заслуженная артистка России Маргарита Некрасова. В других партиях – тенор Антон Бочкарёв, басы Алексей Антонов, Виталий Ефанов, Михаил Первушин.
В составе исполнителей возможны изменения.
«Орлеанская дева» и «Царь Эдип» – великие произведения, основанные на важнейших мифах и образах-символах, которые инициировали множество трактовок и версий. Масштаб и величие темы рока, испытаний, столкновения человеческого сознания с чудом, идея судьбы как внешней силы, которую герой пытается преодолеть, метафорические образы огня и тьмы-слепоты воспринимаются сегодня иначе, но по-прежнему вызывают сильные эмоции. Концертное исполнение по форме, глубокая идея музыкально-исторического дискурса по сути – таково открытие 31 сезона Новой Оперы.
Концерт 15 сентября – не только «второе действие» открытия, но и старт симфонических программ: новой мощной линии, пронизывающей весь театральный сезон. Цикл программ посвящен 130-летию со дня рождения С.С. Прокофьева – смелого новатора, сочетавшего классическую стройность и дерзость в искусстве. Он продлится до конца 2022 года. На концерте-открытии прозвучат сюита из балета «Стальной скок», Концерт №4 для фортепиано с оркестром, Симфония №4.
Сольную партию в фортепианном концерте исполнит Йол Юм Сон – виртуозная пианистка, одна из ведущих южнокорейских исполнительниц. Она была удостоена серебряной медали XIII Международного конкурса пианистов имени В. Клиберна (США;2009) и второй премии XIV;Международного конкурса имени П.И. Чайковского (Россия, 2011). Йол Юм Сон сотрудничает с лучшими мировыми оркестрами, 15 сентября сыграет с оркестром театра Новая Опера.
В программе сезона также запланированы:
Оперные премьеры – сочинения, которые не ставились на российских сценах: 14 апреля 2022 «Мертвый город» Э.В. Корнгольда (музыкальный руководитель и дирижер – Валентин Урюпин, режиссер-постановщик – Василий Бархатов); 8 июля 2022 «Стиффелио» Дж. Верди (музыкальный руководитель и дирижер – Александр Самоилэ, режиссер-постановщик – Екатерина Одегова).
Впервые на сцене театра – Dance резиденция, которая станет ежегодной. Проект открывает Екатеринбургский театр современной хореографии «Провинциальные танцы» под руководством Татьяны Багановой (с 24 ноября по 5 декабря 2021).
Традиционный Крещенский фестиваль: 19 и 23 января 2022 – в Новой Опере (дирижер – Валентин Урюпин); 21 января 2022 – впервые в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (дирижер – Филипп Чижевский).
Фотографии предоставлены пресс-службой театра Новая Опера. Авторы: Ян Дрибинский, Marco Boggreve