25 октября 2018 года на зарубежных новостных ресурсах появилась информация о необычном событии – во время нью-йоркского аукциона Christie’s впервые за всю историю была продана картина, написанная не человеком, а искусственным интеллектом.
Её первоначально оценили в 7000-10000 долларов США, однако к концу торгов стоимость взлетела практически до отметки в полмиллиона, её продали за 432,5 тысячи долларов. Таким образом эстимейт данного произведения превышен практически в 45 раз. Имя покупателя осталось неизвестным, однако виновниками всего этого торжества оказался молодой парижский коллектив Obvious («Очевидные»). Для написания портрета они задействовали алгоритм GAN, который проанализировал почти 15 000 произведений искусства и на основании этих данных создал собственную работу.
С чего всё начиналось и как создавался «Портрет Эдмонда Белами»
Работа ИИ выглядит крайне интересно и необычно, на первый взгляд практически невозможно определить, что её автором является машина, однако факт остается фактом. Автором кода является 22-летний Робби Баррат, который на тот момент был всего лишь студентом Стэнфордского университета.
В те годы он экспериментировал с нейросетью и в какой-то момент решил обучить её рисовать, «скормив» искусственному интеллекту несколько тысяч изображений из Интернета. Это сработало, и Робби загрузил машинный код на крупнейший в мире репозиторий GitHub. Оттуда код нейросети скачали ребята из коллектива Obvious и использовали её для создания «Портрета Эдмонда Белами», а затем его же выставили на аукцион. Примечательно, что для работы такой нейросети не требуется мощный суперкомпьютер – подобных результатов можно добиться даже с средним по мощности компьютером на процессоре IntelCorei7, стоимость которого будет составлять примерно 200-300 долларов.
Сам автор GAN впоследствии говорил, что и представить себе не мог, что кому-то придет в голову использовать нейросеть в коммерческих целях, и считает этот искусственный интеллект некачественной работой. Принцип работы ИИ достаточно прост: он анализирует тысячи изображений, находит в них общие черты и на основе этих данных генерирует собственное произведение. Затем вторая часть нейросети, дискриминатор, проводит оценку на предмет уникальности. Если новый образец оказывается слишком похожим на что-то уже существующее, работа отправляется на доработку. В результате спустя какое-то время мы получаем уникальную во всех смыслах картину, которую сложно отличить от работы реального человека.
Эксперимент коллектива Obvious наглядно демонстрирует, что даже компьютерные технологии можно приспособить творить искусство, и что это искусство может получить крайне высокую оценку с точки зрения наблюдателей. «Портрет Эдмонда Белами» – это феномен, который вряд ли повторится, но который наверняка войдет в историю современного искусства.