Автор проекта Денис Матвиенко о «Балете Будущего»
В Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой впервые прошел Международный кастинг «Балет Будущего». В составе жюри директора и художественные руководители 11 российских театров. Победители кастинга заключат контракты на работу в лучших театрах России.
На конкурс поступило более 100 заявок от участников из России, Украины, Казахстана, Узбекистана, Армении, Кыргызстана, Сербии, Чехии, Бельгии, Германии, Италии, Испании, Швеции, Финляндии, Норвегии, Южной Кореи, Сингапура, Австралии и США.
С художественным руководителем Новосибирского государственного академического театра оперы и балета и автором проекта «Балет будущего» Денисом Матвиенко побеседовала журналистка Анна Воробьева.
— Как Вам пришла в голову идея сделать такой кастинг в России? Есть ли аналоги подобных просмотров в Европе и США? Вы сами в них принимали участие?
Я буду нескромен, но такого масштаба кастинга нет нигде. Тем более мы проводим просмотр в таком историческом здании как Академия Русского Балета имени А. Я. Вагановой. На нашем кастинге собираются директора из престижных театров.
Смысл кастинга не в том, чтобы его просто провести, и директора себе отобрали бы хороших артистов. Смысл в том, что я пытаюсь организовать что-то похожее на биржу труда.
Уровень театров разный, и уровень подготовки артистов тоже разный. И зрители так же ходят на тех или иных артистов. Но много артистов находятся без работы. У нас на кастинг помимо директоров театров приглашены еще специальные гости. И у тех, артистов, которые не получат по итогам кастинга контракты от членов жюри, будет также возможность получить работу.
На нашем мероприятии представлены 11 театров. И кроме этого еще 17 человек приглашенных гостей.
Артисты имеют шанс попасть в хороший театр, а директорам не надо искать, они на кастинге могут увидеть в ком-то будущее своего театра. Например, мне было очень сложно найти тех артистов, кого бы я хотел видеть, я реально искал по всем городам и селам. И такие мероприятия как «Балет Будущего» дают возможность артистам и руководителям найти друг друга.
— На кого рассчитан кастинг «Балет Будущего»? Могут ли в нем принимать участие те, кто еще только учится на артиста балета?
Это именно просмотр молодых действующих артистов балета в возрасте до 25 лет. Кастинг для тех, кто хочет попробовать поработать в другом театре, что-то поменять в своей карьере и жизни.
— Кто учредители данного кастинга? Кто его поддерживает? Есть ли у Вас спонсоры?
Спонсоров у нас нет. Создатели конкурса – это я и инновационно-образовательный центр «Северная Столица», который впервые работает с таким направлением как балет. У нас возникли общие идеи, и мы решили провести такой кастинг. Они занимаются больше техническими моментами, а я больше творческими.
— Какие этапы включает в себя кастинг «Балет Будущего»? Был ли предварительный сбор заявок, в чем он состоял?
Для начала участники должны были по электронной почте отправить заявку по форме и приложить свою фотографию и видеозапись. Мы отсматривали материал и далее сообщали участникам о том, прошли они дальше или нет. Всего было прислано примерно 100 заявок из более, чем 20 стран мира.
— По каким критериям жюри будет оценивать исполнителей на кастинге? Подготовка, внешность, харизма…. Есть базовые критерии у жюри?
В жюри сидят 11 директоров, и, естественно, у каждого из них свои критерии отбора. Но я как директор, в первую очередь ориентируюсь на балетную труппу своего театра. Например, есть нехватка артистов определенного амплуа. Например, высоких мальчиков или девочек. И ты приходишь на кастинг с определенной целью найти высоких артистов для своей труппы.
А еще мне очень важен потенциал. Я всегда вижу, есть в артисте потенциал или нет, даже если на данный момент он не совсем еще сформирован и не совсем окреп. Я готов ждать два года, потому что вижу, что года через два этот человек выстрелит и будет прекрасным артистом.
— А очный этап кастинга что в себя включает?
У нас всего получается три этапа отбора. Первый заочный — по онлайн заявке и два этапа на очном просмотре. В начале очного отбора мы смотрим артиста на общем классе, далее артист должен показать любую вариацию из классического танца.
— Сколько участников отобраны для очного тура?
На данный момент 61. Но для первого раза я считаю, что это очень неплохо. Если посмотреть состав участников, то у нас из постсоветского пространства их не так много. В основном на кастинг приехали участники из Европы, США, Австралии, Азии.
— Почему европейцы заинтересованы попасть в российские театры? Наши артисты наоборот стараются в Европу уехать.
Европейцы хотят работать в России, потому что такого классического репертуара как у нас нет больше нигде в мире. В Европейских театрах в основном идет современная хореография. Я сам до 29-30 лет танцевал только классический репертуар. Перетанцевал весь. И в 29 лет мне стало скучно, потому что я хотел развиваться дальше. Но начинать карьеру артиста, классического танцовщика надо именно с классики. Было бы неправильно начинать с современных постановок. Современные постановки можно освоить параллельно, либо чуть позже. Поэтому логично, когда люди, получившие классическое образование, хотят исполнять классику, и модерн, и неоклассику.
— Все же на Вашем кастинге есть жесткое ограничение по возрасту. А есть ли шанс у тех, кому больше 25 лет, изменить и развить свою карьеру?
Просто после 25 лет уже сложнее чему-то научиться. А карьеру можно сделать и в 30 — 35 лет. В балете нет однозначной статистики. Кто-то становится звездой в 18, а в 20 лет про него забывают. А кто-то в 30 становится известным и остается легендой. У нас возрастной ценз до 25 лет, но для одной артистки из Кореи, которой 27 лет, я сделал исключение, потому что она мне понравилась как исполнитель. Я хочу, чтобы ее увидели другие директора, если у нее есть желание работать в российском театре. Я думаю, ее заметят.
— Хотели бы Вы провести кастинг для молодых хореографов?
В Мариинском театре ежегодно проводится просмотр работ хореографов. Ты подаешь заявку и ставишь или современный номер, или одноактный балет с артистами Мариинского театра, и потом это показываешь. Подобный просмотр хореографов проходит и в Екатеринбурге у Славы Самодурова
— И эта система работает? То есть у молодых хореографов есть шанс поставить что-то на известной сцене и реализовать себя в профессии?
Я в поиске хореографа для совместной работы уже несколько лет. Потому что как артист не могу все время работать с одними и теми же. Но пока не могу найти безумно талантливого хореографа. Если найду, с удовольствием буду с ним работать.
Фото из архива Д.Матвиенко.
Беседовала Анна Воробьева.