Куратор, продюсер и эксперт в области современного искусства, Светлана Калашникова-Прокофьева, о тонкостях консалтинга и наставничества для бизнеса при реализации социально-культурных проектов.
Цель номер один – понять
Светлана Калашникова-Прокофьева, как эксперт в области современного искусства, известна в своей нише с начала двухтысячных. Она работала советником и куратором культурных проектов для крупного бизнеса.
Стиль ее работы с представителями мира частного капитала можно назвать «экологичным менторингом». Такая концепция базируется на нескольких принципах.
«Во-первых, между мной и клиентом должна быть взаимная симпатия. Мой потенциальный заказчик должен мне нравиться своими бизнес-идеями, производственными планами, желанием создавать современные и комфортные пространства. Во-вторых, мне следует погрузиться в его профессиональный мир и узнать, какими категориями он мыслит, какие ценности исповедует, как работает его интуиция. Я настраиваюсь, концентрируюсь на нем и начинаю его понимать. Третий принцип – это взаимоуважение: мое – к его взглядам и пожеланиям, его – к моему искусствоведческому и кураторскому опыту, к моей интуиции», – перечисляет эксперт.
Об интуиции речь зашла неслучайно: Калашникова-Прокофьева считает, что большинство успешных российских бизнесменов как раз обладает превосходно развитым шестым чувством. Оно помогает им вести дела, подбирать партнеров для разных проектов, в том числе и социально-культурных.
«В одном из моих последних проектов, связанных с созданием произведения искусства для производственного пространства, мы с моим заказчиком, как говорится, «спелись». Скорость понимания друг друга, эстетическое видение, доверие помогли нам в сжатые сроки запустить проект и потом еще пройти сложные фазы проекта. Мои предложения по выбору эскиза для проекта, его расположения в пространстве были приняты и согласованы в кратчайшие сроки. В чем секрет? Я изучила вкусы руководителя и заказчика, поэтому мои предложения уже отражали их предпочтения», – рассказывает Светлана Калашникова-Прокофьева.
Ценные инсайты
Зачем крупный бизнес уделяет внимание и бюджеты для проектов культуры? Светлана Калашникова-Прокофьева считает, что мотивы могут быть разными. Например, по ее мнению, одни компании видят в таких проектах гарантию неприкосновенности своих активов, некую защиту, другие хотят преференций в виде, допустим, налоговых льгот.
«Мне близка следующая мотивация бизнеса: когда социально-культурные проекты представляются неизученным инструментом, который при правильном использовании может принести интеллектуальную выгоду в виде общения с интересными людьми. Погружение в мир искусства может вдохновить на новые бизнес-идеи, подарить нетривиальные подходы или помочь найти способ решения сложной ситуации. А если конкретный бизнесмен с детства был воспитан соответствующим образом, то для него культура и искусства не пустой звук. Я знаю многих руководителей и владельцев крупных бизнесов, которые спонсируют картинные галереи, создают благотворительные фонды, помогающие в реализации социальных, научно-популярных и образовательных проектов», – добавляет Светлана Калашникова-Прокофьева.
Не так давно Светлана Калашников-Прокофьева как раз была куратором проекта на стыке двух сфер: образовательной и научной. Она принимала участие в создании концепции павильона «Космонавтика и авиация» на площадке ВДНХ по заказу ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация».
«Заказчик видел цель проекта не только в популяризации истории освоения космоса и развития отечественной космонавтики – ему было важно получить своеобразный профильный образовательный центр, в котором студенты технических вузов могли бы вдохновиться на создание аэрокосмических проектов и заинтересоваться работой в этой сфере. Важно было не только наше славное прошлое, но и будущее», – рассказывает Светлана Калашникова-Прокофьева.
Космос как предчувствие
Работа над концепцией оказалась непростой: следовало разобраться в отрасли, понять конструкторов, космонавтов, руководителей в государственных предприятиях. Это были многочасовые интервью, совещания, разбор документов и посещение соответствующих объектов, от производственных площадок до легендарного Центра управления полетами в городе Королеве.
«В тему космоса наша группа кураторов погрузилась глубоко и с удовольствием. Все эти встречи и беседы работали в двух направлениях. С одной стороны, мы понимали проблематику отрасли и формировали те смыслы, которые от нас ждал заказчик. С другой стороны, важно было получить определенное уважение авторитетов в этой сфере, показать, что мы готовы их слышать и слушать, что наши предложения основываются на понимании их работы», – вспоминает Светлана Калашникова-Прокофьева.
В этой работе Калашниковой-Прокофьевой помог ее бэкграунд: эксперт получила первое высшее образование в области экономики и управления металлургическим производством и работала на предприятии, входящим в группу компаний «Норильский никель».
«И металлургия, и космос в советском прошлом имели романтический ореол, связанный с покорением природы. Эта романтика, увы, ушла, но это не означает, что ее не стоит возвращать. Стоит. Развивать мотивацию учиться и работать, стремиться в космос, чтобы он был ближе к нам. В итоге концепция была принята и легла в основу комплексного плана. Считаю, что наши идеи послужили хорошим толчком к развитию программы Центра», – рассуждает эксперт.
*Мнение редакции может отличаться от мнения автора