Энкаустика в современности: о необычном творчестве Юлии Мамонтовой

Современная жизнь очень динамична: мы все время куда-то мчимся, на бегу поглощаем огромное количество информации, нервничаем. В этой безумной суете редко кто останавливает мгновения и просто созерцает. Но именно этого многим так не хватает: небольшой передышки, возвращения к самому себе, чего-то чистого, простого, естественного. Кто-то находит для себя источник силы в духовных практиках, в самопознании, в искусстве.

В искусстве и творчестве такой неисчерпаемый источник с древнейший историей открыла для себя художник Юлия Мамонтова. И теперь стремится поделиться им со всеми, участвуя в российских и зарубежных выставках.

Имя ему — энкаустика.

Это очень редкая сегодня и трудоемкая техника живописи горячими восковыми красками, которая была когда-то утеряна и после многих неудачных попыток восстановлена.

«В Древней Греции технику, истоки которой лежат предположительно в Египте, ценили за необычайную яркость и долговечность. О её прозрачности, живности, естественности восторженно писали античные авторы. Картины известных энкаустов того времени считались бесценными, их нельзя было купить за деньги», — рассказывает Юлия, -» История распорядилась так, что образцы восковой живописи тех времен до нас не дошли. Технику пытались воссоздать множество раз. В России это удалось художнику Василию Хвостенко и его дочери Татьяне Хвостенко. Эти люди открыли секреты восковых красок, дополнили технику, вдохнули в неё новую жизнь».

Но в дальнейшем хранителей уникальной техники почти не нашлось. Энкаустические картины в настоящее время пишут лишь единицы профессиональных художников. Это сложный, трудоемкий и дорогой метод, не смотря на то, что современные достижения сделали его проще (например, не нужно разогревать воск огнем, его заменили электрические приборы). Юлия стремится возродить в России древнюю художественную технику с учетом всех тонкостей и снова сделать её актуальной

«Энкаустика как сама жизнь: древняя, натуральная, яркая, быстрая… живая. Она способна передавать тончайшие, незримые нюансы того, что я пишу: не важно, портрет ли это человека с сильной энергетикой, эмоциональная абстракция или что-то другое. Сам процесс работы очень трудоемкий, медитативный требует полной отдачи и глубочайшего погружения — ведь восковые краски очень быстро застывают. Но для меня энкаустика идеальна: практически волшебным образом можно остановить мгновение (не зря пчелиный воск используется в магических культурах мира) или передать то, что хочется, поделиться живыми эмоциями и сделать мир через свое творчество немного лучше и светлее».

Юлия познакомилась с энкаустикой в 2015 году на выставке в одной из галерей Лос-Анджелеса, будучи студенткой МГАХИ им. В. И. Сурикова. Познакомилась, прониклась настолько, что прошла обучение под патронажем PamelaSmithHudson (OtisCollegeofArtandDesign) и влюбилась бесповоротно.

От любой другой техники, энкаустику отличают структура мазка, особый рельеф поверхности, может встречаться специфический налет — «потение». Но особый шарм ей придают материалы и способ работы, считает Юлия. Для своих картин она выбирает природные материалы: дерево, краски из лучшего пчелиного воска. Она ценит его за приятный специфический запах и свойства: нежный, легкий, пластичный, мягкий и при этом очень прочный и стойкий, не пропускает воду, не гниет, не разлагается; химический состав его не изменяется от холода, жары, соленой воды, солнечной радиации в течение веков и тысячелетий, на нем не растут грибы и плесень. Воск «дышит» вместе с основой и не разрушает ее. Любопытно, что этот уникальнейший, натуральный материал также часто используется в магических культурах мира: он принадлежит разным стихиям — может быть жидким, твердым, может гореть (свечи).

Для работы с таким материалом нужны и особые инструменты, ведь суть метода в использовании тепла, сплавления. Поэтому мастерская Юлии напоминает лабораторию: специальные палитры с подогревом, электроплиты, мастихины, специальные фены, горелки и другие нагревательные приборы и инструменты, кисточки, щетки.

Каждый художник по своему работает с энкаустикой: кто-то смешивает техники, ищет решения для каждой конкретной картины, кто-то работает с красками и готовит их сам.

Свой путь в энкаустике прокладывает и Юлия: ищет, пробует, открывает. Сегодня её картины есть в частных коллекциях в России, Греции, США, Саудовской Аравии. А первая энкаустическая работа «Соната души и тела» была успешно продана на аукционе в поддержку благотворительного фонда знаменитого пианиста Юрия Розума.

Картина была написана в Санта-Монике (Лос-Анджелес, США). По признанию художницы, именно там чаще всего ей приходят идеи и замыслы работ. “Соната души и тела” — картина-видение, о невидимых связях и влиянии людей друг на друга и мир вокруг. Она — воплощение трепетных и нежных чувств, тонкой, но прочной связи между родителем и ребенком, о важности беспрекословной любви, бережном отношении к окружающим. Юлия “увидела” ее, когда кормила младшего сына-младенца.

С тех пор благотворительность, в которой Юлия участвовала всегда, ещё теснее переплелась с творческой философией художницы.

«Я всегда стараюсь поддержать благотворительное движение. И, кроме этого, уверена, что искусство меняет мир и может сделать его лучше. В каждую картину я вкладываю душу и только самые благожелательные посылы. Можно сказать запечатываю в воске энергию добра, которая будет всегда там храниться. Никогда не пишу, если нет правильного, позитивного настроя», — рассказывает она.

Недавно прикоснуться к таинству древнего искусства энкаустика в осмыслении современницы Юлии Мамонтовой смогли те, кто посетил её первую персональную благотворительную выставку в Москве — «Медовый спас». Она была организована совместно с фондом Гоши Куценко «Жизнь с ДЦП» в поддержку российского сценариста Егора Кондратьева».

«Если у вас будет возможность побывать на любой выставке энкаустики, сделайте это.» — советует художница. — «Вполне возможно, что древний мощный природный источник, который питает энкаустические картины, откроет для вас свои потрясающие глубины и ресурсы, которые могут помочь найти самого себя или постичь важные тайны жизни, актуальные для тех, кто ищет ответы и смыслы».