«Смотри на людей и живи, пока родился»… В Воронеже проходит IX Платоновский фестиваль искусств

Как устроить себе идеальный уик-энд? C недавних пор стало модным выбраться на выходные в Воронеж, благо, лёту до него меньше часа, да и РЖД  предлагает массу вариантов,  в том числе и весьма бюджетных. А поскольку событийный туризм на российском рынке тоже постепенно становится актуальным трендом, то оптимальное решение – приехать сюда в начале июня, когда весь город утопает в ароматах цветущих лип, катальп и жасмина, а почти все культурные площадки города отданы под события Платоновского фестиваля искусств.

«Платоновский фестиваль – гордость Воронежа», — гласит огромный рекламный баннер, висящий на здании в центре столицы Черноземья. И это действительно так. По насыщенности программы (а она состоит из четырех направлений – театр, музыка, литература и изобразительное искусство), по уровню представляемых тут имен и событий Платоновский давно встал в один ряд с самыми продвинутыми фестивалями российских культурных столиц – впрочем, не только российских. Благодаря Платоновскому воронежский зритель имеет возможность видеть все самое интересное и достойное внимания из того, что происходит сейчас в мире, причем, что называется, с доставкой на дом. Спектакли режиссеров Роберта Уилсона и Филиппа Жанти, Деклана Доннеллана и Эймунтаса Някрошюса, Михаэля Тальхаймера и Анатолия Васильева, группы Rimini Protokoll и немецкого театра «Берлинер Ансамбль», балеты хореографов Начо Дуато и Иржи Килиана, Рассела Малифанта и Ханса ван Манена, Уэйна МакГрегора и Анжелена Прельжокажа, выступления Российского национального оркестра и Ансамбля солистов Берлинского филармонического оркестра, Камераты Королевского оркестра Концертгебау и Kronos Quartet, пианистов Михаила Плетнева и Бориса Березовского, Даниила Трифонова и Люки Дебарга, виолончелистов Миши Майского и Юлиана Штекеля, Марио Брунелло и Нарека Ахназаряна, скрипачей Гидона Кремера и Алины Ибрагимовой, Сергея Крылов и Вадима Репина… и это еще далеко не полный список.

К тому же у этой медали есть и оборотная сторона. «Благодаря Платоновскому, о Воронеже узнают в разных уголках планеты, и, я надеюсь, увезут о нашем городе и нашей публике самые лучшие впечатления», — говорит известный режиссер, бессменный художественный руководитель фестиваля Михаил Бычков. В этом году впечатления о пытливом воронежском зрителе, его гостеприимной малой родине, а также о творчестве писателя Андрея Платонова, давшего имя фестивалю, увезут с собой около тысячи артистов из 17 стран: Беларуси, Бельгии, Великобритании, Германии, Грузии, Дании, Израиля, Испании, Кабо-Верде, Литвы, Португалии, России, США, Франции, Швейцарии, ЮАР и Южной Кореи. Наглядный образец народной дипломатии в действии.

На протяжении первых семи лет своего существования этот амбициозный проект мог в полной мере считаться не только детищем Бычкова и его виртуозной команды, но и губернатора Алексея Гордеева, оказывавшего Платоновскому фестивалю всяческую поддержку. Однако финальный аккорд прошлогоднего, восьмого по счету форума, имел отчетливо минорный тон: Михаил Бычков на итоговой пресс-конференции сообщил собравшимся, что не уверен в светлом будущем,  поскольку новые власти региона и конкретно Департамент культуры в процессе подготовки фестиваля оказывали на оргкомитет сильнейшее давление и даже пытались вмешиваться в программирование. Резонанс эта новость имела огромный: встревоженная культурная общественность отреагировала незамедлительно,  с официальными письмами в поддержку фестиваля выступили «Золотая Маска», Чеховский фестиваль, Союз театральных деятелей РФ, Ассоциация театральных критиков, а также многочисленные представители профессионального сообщества, не пожелавшие остаться в стороне от происходящего.

Насколько эффективной была эта поддержка в долгосрочной перспективе – покажет время. Год спустя обнаруживаешь, что фестивалю, похоже, пришлось слегка затянуть пояса. Флагов и афиш, которыми раньше буквально пестрили улицы города, создавая непередаваемую атмосферу действительно общенародного праздника, стало меньше в разы, практически не видно столичных критиков, в прежние годы со счастливым удивлением встречавщих друг друга практически на каждом шагу, стоило только ступить на воронежский Бродвей — Проспект Революции…

Тем не менее, по-прежнему снуют по центру стайки волонтеров в канареечного цвета футболках в надписью «Let`s fest», в программе – звезды первой величины: Максим Венгеров и Элис Сара Отт, Йол Юм Сон и Борис Бровцын, Константин Райкин и Евгения Симонова, встречи с такими признанными мастерами, как Лев Додин, Роберт Стуруа и Юрий Норштейн, а также масса новых интересных имен. В театральных и концертных залах – ставшие уже привычными за эти восемь лет аншлаги, в чем мне удалось убедиться, попав на две подряд российские премьеры спектаклей выдающихся режиссеров, имевших в Европе сенсационный успех: «Для тебя.» Даниэле Финци Паска (Швейцария) и «Холодную кровь» Жака Ван Дормеля и Мишель Анн де Мей (Бельгия).

Тема, объединяющая оба спектакля, – смерть. Толчком, послужившим к созданию первого из них, стал уход из жизни жены режиссера и его верной соратницы Жюли Амлан Финци. В память о ней Даниэле Финци Паска и актеры его труппы создали невероятно поэтичный и полный удивительной нежности спектакль, по форме – цирковое шоу, по сути – серенаду, исполняемую Орфеем для Эвридики у врат Аида, в которой боль утраты врачуется хрупкой радостью воспоминаний о возлюбленной подруге, мечтах и страхах, мыслях и чувствах, волновавших ее. Ода любви становится одновременно одой творчеству как главной составляющей  жизни, прожитой вместе, и, кажется, единственно возможному способу победить смерть.

Бельгийская «Холодная кровь» исследует феномен смерти иначе, используя для этого совсем другую «оптику» – не «память сердца», страдающую легко извиняемой субъективностью, а объектив кинокамеры, впрочем, от объективности также далекий. Фильм, создающийся в режиме реального времени, здесь и сейчас, транслируется на экран, висящий над сценой, но параллельно с этим мы становимся свидетелями не менее захватывающего зрелища – киношной «кухни», безупречно слаженной и филигранно отточенной работы всех членов команды. Актеров, а точнее, их чрезвычайно артистичных пальцев, являющихся главными действующими героями этого уникального шоу и предлагающих нам испытать (прожить?) вместе с ними семь вариантов смерти; ассистентов, умеющих превратить игрушечный реквизит и едва ли не из подручных средств создаваемые спецэффекты в полную иллюзию реальности на экране; операторов, умудряющихся показать ретроспективу последних минут жизни, как если бы это был и впрямь прощальный взгляд уже из лимба… Взгляд зачарованный, умеющий разглядеть в столь пугающем и все-таки непреодолимо притягательном для человека предмете красоту и одновременно оценить черный юмор мироздания. Спектакль, созданный в соавторстве кинорежиссером Жако Ван Дормелем, обладателем «Оскара», «Сезара» и Золотой камеры Каннского кинофестиваля, его женой Мишель Анн де Мей – известным хореографом и танцовщицей, ученицей Мориса Бежара, писателем Томасом Гунцигом и коллективом Kiss&Cry, смешивает, не взбалтывая, эстетизацию с гиньолем, заставляя зрителя в одно и то же время ощутить пресловутый холодок, бегущий за ворот, и дух захватывающий, как в детстве, восторг от лицезрения великой магии искусства, творящейся у нас на глазах…

Всласть порефлектировав  на тему смерти, совсем неплохо ощутить себя в стане живых – особенно хорошо подходят для этого опен-эйры в рамках фестивальной программы World  music.  Концерт на пляже мелового карьера Белый колодец, где выступили белорусская инди-фолк группа Naviband, уроженец Кейптауна Мэнни Уолтерс — молодой перспективный исполнитель соула и ритм-энд-блюза, для которого выступление в Воронеже стало первым европейским в принципе, и певица Эйвор, которую принято называть «фарерской Бьорк» (хотя тембр ее голоса и стиль музыкального мышления скорее наводят на мысли о сходстве с Кейт Буш), собрал аудиторию  в 3700 человек и завершился впечатляющим лазерным шоу и фейерверком. Те же, кто пришел на следующий вечер в Зеленый театр парка «Динамо», смогли причаститься  фирменной португальско-кабо-вердианской философии Sodade, которую словари определяют как «сложную смесь светлой печалиностальгии по утраченному, тоски по неосуществимому и ощущения бренности счастья» — кстати, загадочной русской душе вполне близкой и внятной. Известную далеко за пределами Португалии исполнительницу фаду Ану Моура воронежская публика приветствовала неизменно бурными аплодисментами, а темпераментное выступление Мироки Париша, на протяжении 11 лет  сотрудничавшего с горячо любимой в России Сезарией Эворой, и вовсе заставило добрую половину зала перетечь в танцевальный партер.

В музеях и выставочных залах Воронежа тоже кипит жизнь: в рамках Платоновского фестиваля проходит целый ряд любопытных выставок – в частности, в Музее Крамского сейчас экспонируются работы ленинградского объединения «Круг художников» из собрания Государственного Русского музея и фотографии Мишеля Сима, который на протяжении 10 лет снимал своих друзей-художников в их мастерских, так что в объектив его фотокамеры попали, кажется, все сколько-нибудь известные представители парижской арт-сцены 40-х – 50-х годов прошлого века: Пикассо, Матисс, Пикабиа, Цадкин, Джакометти, Шагал, Миро, Дюшан, Кокто…. Те, кто не успел в свое время увидеть эту выставку в московском Мультимедиа Арт Музее, имеют шанс сделать это в Воронеже, она продлится до 30 июня.  Также до 30 июня можно впечатлиться скульптурами Степана Эрьзи из собрания Мордовского республиканского музея изобразительных искусств, а заодно пополнить свой лексикон звучными словами  «кебрачо» и «альгарробо» —  названиями пород южноамериканских деревьев, с которыми «Великий Эрьзя» предпочитал работать.

А еще в программе фестиваля – лекции, мастер-классы, показы фильмов, книжная ярмарка и многое другое. Открывшись в первый день лета, девятый  Международный Платоновский фестиваль продолжался до 16 июня.  Теперь с нетерпением и надеждой будем ждать юбилейного, десятого.  Let`s fest!

Светлана Чаплыгина