Расшифровка аудио-записи дискуссии «Коллекционирование как профессия»

Участники дискуссии Коллекционирование как профессия
Участники дискуссии Коллекционирование как профессия

Дискуссия началась с приветственной речи директоров ярмарки Cosmoscow Сандры Недведской и Маргариты Пушкиной и члена совета директоров международного агентства недвижимости W1 Evans, Яна Яновского.

Сандра с Маргаритой выразили благодарность участникам и всей команде W1 Evans за прекрасную возможность показать ярмарку и рассказать о современном искусстве.

Ян Яновский поблагодарил участников и директоров выставки: «Спасибо, что пришли к нам в субботу. Я начал коллекционировать предметы искусства после того, как 5 лет назад впервые попал на лекцию к Игорю Цуканову в Вене. Сегодня я очень завидую тем, кто впервые услышит этих спикеров!»

Что такое коллекционер и что значит быть коллекционером?

Что мы знаем о коллекционировании сегодня?

Когда в России говорят о коллекционировании, у людей, которые не так хорошо знакомы с мировым искусством, приходят в голову фамилии Третьякова, Морозова, Щукина, Бахрушина, Костаки

Все говорили, что коллекционирование начинается с желания украсить свой дом предметами искусства. Кто-то идет дальше, и простое украшение квартиры или дома превращается в увлечение, а для некоторых в бизнес.

Есть такая особенность у коллекционеров, когда они хотят лично познакомиться с художником, прийти к нему в мастерскую. И процесс покупки приравнивается к рукопожатию. Считается, что для новичков — лучше начать напрямую общаться с художником, чтобы не купить предмет роскоши на 50-70% дороже первоначальной стоимости. При этом многие художники избегают таких знакомств и дружеских отношений.

Цуканов

По словам Игоря Цуканова, он занимается коллекционированием последние 15 лет. За это время Игорь определил 4 основных этапа, которые переживают все коллекционеры.

1 этап – искусство как продолжение дизайна. В этом случае покупка предмета искусства совершается, чтобы украсить интерьер собственного дома. По мнению Цуканова , 90% людей остаются в этой стадии. Здесь стоить разделять 2 понятия – коллекционер и покупатель искусства.

2 этап – исследование. Если нет четкой темы, периода или художника для коллекционирования, то прежде, чем обращаться к кураторам и профессионалам в сфере искусства, стоит провести личное исследование. Игорю Цуканову, как бывшему научному работнику и бизнесмену, легко было сделать это исследование для себя.

3 этап – исполнение плана. Он заключается в формировании бюджета, определении фокуса. Игорь советует собрать 10 работ одного художника, это будет ваша коллекция.

4 этап – арт-менеджмент. На этом этапе вы чувствуете, что хотите и можете делать нечто социально значимое, т.е. коллекционировать не только для себя. Теперь ваш вклад в искусство и коллекционирование с социальными функциями

Как вы определили тему собственной коллекции?

По словам Игоря Цуканова, прежде всего стоит определить период, представители которого вам больше всего импонируют или представляют инвестиционный интерес.

Есть ли работы, которыми вы больше всего гордитесь?

Коллекция будет иметь музейное значение, когда художник будет представлен в 7-8 наиболее важных работах. Если коллекционер может сказать, что у него есть 1-2 художника, который представлен лучше, чем в музеях мира, то он может этим гордиться.

Если у человека есть $1 000 000 с чего ему начать свой путь коллекционера, что он может на ти деньги купить?

Екатерина Винокурова

Люди, которые коллекционируют, далеко не все они покупают «миллионники». Они могут прийти и с $1 000. Предметы искусства намного доступнее, чем кажется. Есть специальные торги «First Open», где обычно представлены работы молодых художников, и такие площадки полезны для начинающих коллекционеров. Ярмарка Cosmoscow тоже дает начинающим коллекционерам стартовую площадку, где люди могут начать коллекционировать.

За 1$ можно купить очень много всего, здесь все зависит от личных преференций. Некоторые коллекционеры собирают только шедевры, только топ-10 художников, кто-то только рисунки, фотографии, шкатулки или только одного художника. Нужно определить, что вам доставляет наибольшее эстетическое удовольствие.

С этой работой Вы будете жить, и жить в красивом пространстве, которое доставляет этетическое удовольствие. По словам Екатерины Винокуровой, это одна из важнейших составляющих коллекционирования.

Есть такая особенность у коллекционеров, когда они хотят лично познакомиться с художником, прийти к нему в мастерскую, и процесс покупки приравнивается к рукопожатию. Считается, что для новичков — лучше начать напрямую общаться с художником, чтобы не купить предмет роскоши на 50-70% дороже первоначальной стоимости. При этом многие художники избегают таких знакомств и дружеских отношений.

Нужно ли художнику дружить с коллекционером?

Олег Кулик

За многолетнюю творческую карьеру Олега Кулика, по его словам, у художника есть опыт общения с разными людьми и даже наберется целый каталог разных типов коллекционеров и разных типов взаимоотношений. В 88-89 году вообще не было коллекционеров кроме Талочкина и Костаки. Т.е. несколько людей, которые очень любили искусство, собирали практически бесплатно, это были дарения художников, остатки от выставок. Такие коллекционеры были беднее художников. Это были подвижники!

Потом появился новые типы коллекционеров. Первые просто не разбирались в искусстве и скупали все, вторые просили продать то, что через 10 лет будет стоить в разы дороже.

Есть редкий тип коллекционеров, которые действительно влюбляются в художника – это редкий тип. В основном коллекционеры любят искусство в принципе.

Искренность у коллекционера.

Государству коллекционеру нужны? Если нужны и у коллекционера объем собранных работ выходит за рамки его дома, может он сотрудничать с государством, размещать в государственных музеях? Как эта схема работает?

Эта схема не работает, потому что множество известных коллекционеров плохо кончили в 1917 году. Работа коллекционера может быть н нужна государству, а обществу – необходима. Без коллекционера нет современного художника и искусства, не современных галерей, тогда через 100 лет музеям нечего будет показывать обществу. Современные художники через много лет станут классиками и по их работам будут изучать искусство.

Современные коллекционеры делают это больше для страны нежели для государства.

Сотрудничества музеев с коллекционерами. Как должна строиться эта работа?

По мнению Антона Белова, большинство крупных коллекционеров не только собирают, но и живут со своими предметами. И договориться с ними расстаться с этими предметами очень сложно.

А с другой стороны – музеи единственная организация, которая может гарантировать неделимость коллекции и сохранить ее для потомков.

Тенденции в коллекционировании

По слова Екатерины, спрос на современное искусство, т.е. период послевоенного времени, начиная с 1945 года.

Тенденции меняются ежегодно. Современное искусство постоянно меняется, это когда ты можешь купить произведение у молодого художника и развивать его.

Каких ошибок нужно стараться избегать начинающему коллекционеру?

Ошибки не избежать. По словам Олега Кулика, нужно просто следить за трендами, сегодня искусство идет по пути брендирования. Если вы видите как развивается брен, вы знаете куда можно вкладываться. Для этого, прежде, чем что-то покупать, нужно сделать небольшое исследование: где художник выставляется и с какими галереями он сотрудничает.

Олег также советует начинать коллекционирование с художников уже имеющих некоторую известность и историю, их работы проще будет продать. Нужно заходить на рынок в ценовом диапазоне от $10 000.

Во многих галереях представлены работы из частных коллекций, на каких условиях они предоставляются музеям?

Это всегда личное отношение музея и частного коллекционера. Многие владельцы предметов искусства хотят повесить свою работу в Третьяковской галерее, чтобы потом иметь прибавочную стоимость к ней. Это большая отдельная работа музейных институций. Город видит свою задачу, по мнению Сергея Капкова, в развитии галереи. Галерея – это первая презентационная площадка для современного художника. Она также несет образовательную функцию.

Сейчас деятельность галерей активнее, чем раньше? На сколько в Москве и в России интегрированы в городское пространство?

По мнению Капкова, просто теперь коллекционер может покупать предметы не только в галереях, но и в, например, аукционном доме.

Галереи никак не являются частью городского пространства, потому что намного меньше коллекционеров, меньше людей интересующихся искусством в России. Музей – это точка притяжения населения, и никто не может представить такое произведение у себя дома и только сфотографироваться.

Антон Белов

Лучше покупать у галеристов, потому что галерея — гарантия сохранности картины или . Иногда искусство на порядок лучше самого художника.