«Окно в Европу» — 2015: кино, или «Доширак»?

Завершил свою работу XXIII Фестиваль российского кино «Окно в Европу» в Выборге. Призы розданы, результаты оглашены, и осталось лишь подвести некоторые итоги.

Ирина Купченко с призом

По традиции в Выборге перед церемонией закрытия проходит открытое заседание жюри, на котором могут присутствовать все участники фестиваля. Обычно эти мероприятия проходят довольно гладко и спокойно, но на этот раз члены жюри игрового конкурса не смогли сдержать своих эмоций. «Я порой ловил себя на мысли, что кино плохо сделано, ужасный сценарий, актеры фальшивят, снято кошмарно, и ни к какому искусству, творчеству это не имеет отношения, — сказал режиссёр Владимир Котт. — Но в то же время я видел зрителя, который очень круто реагирует, которому это кино нравится. Это не вопрос зависти. Я просто чувствую себя глупым. Я понимаю, что я могу сколько угодно снимать бескомпромиссное кино, и у него будет пять-десять копий, а есть зритель, который уходит со слезами на глазах после отвратительного фильма. Возникает вопрос: может, мне надо поменяться и подвигаться в сторону зрителей? Для меня это сейчас главный вопрос, потому что я уверен, что есть кино, которое и совпадает со зрителем, и не теряет в качестве. Спасибо фестивалю за эти сомнения. Это адский опыт, который поможет мне что-то понять».

Фильм Училка
Фильм Училка  — фестиваль «Окно в Европу»

Ещё более беспощадна была председатель жюри, режиссёр Светлана Проскурина: «Дорогие режиссеры! Чтобы сожрать у зрителя два часа времени, вы должны десять раз подумать: вы о чем с ним разговариваете? Выходит человек, два часа конструляется по экрану – у него депрессия! Это с ума можно сойти! С ним ничего не происходит, но он два часа мотается. Чудовищные монтажи, чудовищные сценарии, ужасно работают актеры. Мы обожрались фальшивостью. Мы даже не понимаем, что мы едим лапшу «Доширак». Нам уже нравится ее вкус, кажется, что это высокая кухня. Давайте что-то сделаем с собой, каждый из нас, хотя бы врать перестанем».

Не согласиться с членами жюри в данной ситуации довольно трудно. И особенно непонятным после этих горячих и правильных слов кажется распределение призов. Получается, что разругав всё плохое, уважаемые судьи в пылу гнева не заметили хорошее. А оно на нынешнем фестивале всё-таки было. Безусловно, решение отдать главный приз замечательной актрисе Ирине Купченко вполне справедливо. Но в данном контексте получается так, что Ирину Петровну отметили просто за заслуги, никак не вспоминая о том, что она вообще-то исполнительница главной роли в фильме «Училка». А уж не отметить мастерскую работу Александра Прошкина – фильм «Охрана» — и прекрасный дебют режиссёра Дарьи Полторацкой «Побег из Москвабада» — это по меньшей мере странно. Хорошо хоть этой картине дали приз за сценарий (его получил автор сценария Юсуп Разыков).

Впрочем, фильм режиссёра Алексея А. Петрухина «Училка» без призов на выборгском фестивале всё же не остался. Он получил первое место по результатам зрительского голосования. И в этом нет ничего удивительного. Далеко небезупречная картина цепляет свой острой злободневностью. Пожалуй, на сегодняшний день ещё нет второго такого фильма, ставящего столь актуальные вопросы. На протяжении двух часов экранного времени простая школьная учительница Алла Николаевна (Ирина Купченко) ведёт со своими учениками диалог о нашем времени, об истории, о вечных ценностях. И ничего, что этот диалог ей приходится вести с пистолетом в руках. Получается, что так они лучше усваивают. Впрочем, пистолет тут оказывается «переходящим красным знаменем», по ходу сюжета ему удаётся побывать не в одних руках. Но ситуация и в самом деле критическая, и такой диалог (ну разве что только без пистолета) между поколениями действительно назрел. Вот об этом буквально и кричит фильм «Училка». И этот призыв был услышан выборгскими зрителями. Думается, что «Училку» ждёт неплохая зрительская судьба.

Что же касается «Доширака» в кино, то в первую очередь вина тут лежит на низкопробном телевизонном сериальном продукте. Зрители просто привыкли думать, что то, что им каждый день показывают в прайм-тайм на федеральных каналах и есть «высокое искусство». Поэтому нет ничего удивительного в том, что они на «ура» приняли крайне среднюю картину «Развод по собственному желанию», ибо она этому уровню соответствует в полной мере. Ну и, конечно, «масла в огонь» подливают и те режиссёры, которые в погоне за самовыражением убегают в такие дебри, что зрителям за ними просто не угнаться. Да и догонять, если честно, не хочется. В конкурсной программе выборгского фестиваля в этом году было несколько таких фильмов (снятых, кстати, в основном дебютантами), которые были сделаны явно не для зрителей, а для удовольствия режиссёра. В общем, нашим режиссёрам и продюсерам есть о чём задуматься.

Автор:

Александра Иванова, киножурналист
Александра Иванова, киножурналист

 

Александра Иванова

([email protected])