Россия. Выборг. «Окно в Европу»: чудеса сбываются. XXIII Фестиваль российского кино

В Выборге в эти дни проходит XXIII Фестиваль российского кино «Окно в Европу». В программе игрового конкурса в этом году, как работы известных режиссёров, так и картины дебютантов.

т XXIII Фестиваль российского кино Окно в Европу
т XXIII Фестиваль российского кино Окно в Европу

«Побег из Москвабада» — так называется дебютный фильм режиссёра Дарьи Полторацкой. В большое кино Дарья пришла из сериального производства, за её плечами такие сериалы, как «Талисман любви», «Любовь как любовь», некоторые серии суперпопулярного «Не родись красивой». Но для своего игрового дебюта она выбрала не мелодраматический сюжет, а довольно жёсткую, практически мужскую историю. Сценарий, написанный режиссёром и сценаристом Юсупом Разыковым, повествует о суровых буднях работников Федеральной миграционной службы (ФМС).

Главная героиня фильма Маша Ласточкина, инспектор ФМС, руководит оперативной группой по очистке столицы от нелегалов. Без слезливости и женских сантиментов она выполняет свою работу, живёт, можно сказать, стиснув зубы, ибо и своих проблем у неё выше крыши. От рук гастарбайтеров погиб её муж Андрей, она не прописана в его квартире и обитает там «на птичьих правах», подвергаясь постоянным угрозам родственников Андрея. А сама Маша – тоже не москвичка, приехала из провинции, как, кстати, и многие другие сотрудники этой самой ФМС. Волею судеб её напарником становится таджик Хасан. Он давно в России и работает на органы, добывая информацию о том, где незаконно проживают мигранты. Со стороны это выглядит как предательство своих, но на самом деле Хасан спасает земляков — вдали от родины они теряют человеческий облик. И по сути дела они оба – и Маша, и Хасан – чужие в этом городе. Москва в изображении Дарьи Полторацкой – город довольно злой и недружелюбный, что в, принципе, увы, действительно так. И Дарья имеет полное право говорить о нём горькую правду, так как сама коренная москвичка. Но в то же время город делают и сами люди, и только от них, от степени их доброты, человечности и взаимопонимания зависит то, как мы будем себя чувствовать в мегаполисе. Да и не только в мегаполисе, а вообще в мире. Ибо мир без добра, любви и тепла обречён на гибель. По версии авторов фильма у нас пока всё-таки ещё есть надежда. Сентиментальный финал картины, возможно, несколько выбивается из её жёсткой концепции, но в то же время он не выглядит тут инородным телом, не раздражает, его вполне можно принять.

Дарью Полторацкую можно поздравить с довольно крепким, профессиональным и интересным дебютом. Отдельно хочется отметить блистательные актёрские работы главных героев – Марии Машковой и Джавахира Закирова.

Ещё один дебют – «Развод по собственному желанию» режиссёра Ильи Северова. Сценарий когда-то написал Сергей Снежкин и изначально он был задуман как продолжение прелестного фильма «Влюблён по собственному желанию». Предполагалось, что и сниматься там снова будут Евгения Глушенко и Олег Янковский. Но в итоге сценарий претерпел существенные изменения, сценарист убрал своё имя из титров, и от давней, трогательной истории и её героев остались лишь какие-то печальные отголоски. Очень жаль, ведь потенциал у этого сюжета однозначно был, да и первые 20 минут картины внушали некоторый оптимизм, и актёры в ней заняты хорошие (в главных ролях Наталья Суркова и Константин Юшкевич). Но абсолютная небрежность режиссёра, невнимание к деталям, и по сути дела, равнодушие к своим героям, к сожалению, свели на нет все, что называется, благие намерения. Говорить о «Разводе…», как о кино, смысла не имеет вообще. В самом лучшем случае место ему в вечернем (а ещё лучше в дневном, для домохозяек) субботнем телеэфире.

Режиссёр Владимир Бортко представил в конкурсе фильм «Душа шпиона» по книге известного советского разведчика Михаила Любимова «И ад следовал за ним». Сам Бортко охарактеризовал свой фильм, как «производственную драму про шпионов». Определение «производственная драма» здесь более чем уместно, ибо кино получилось тяжеловесное, очень скучное и абсолютно недрайвовое (хотя, казалось бы, сама шпионская тема диктует несколько иной, живой ритм). Кроме того, провал тут ещё и по части выбора актёра на главную роль. На Андрея Чернышова, сыгравшего агента русской разведки, смотреть на протяжении всего фильма невероятно тоскливо. И общую ситуацию тут не спасают даже, появляющиеся в крохотных эпизодах мастера Армен Джигарханян и Михаил Ефремов.

Зато невероятно порадовал другой мэтр нашего кино Александр Прошкин, представивший в конкурсе свой фильм «Охрана», снятый по сценарию Юрия Арабова. У Александра Анатольевича получилась очень светлая, тёплая и добрая картина. Как говорит сам режиссёр, «один из пороков нашего кино – мы не любим своих героев», что соответствует истине на 100 процентов. Прошкин же наоборот по-настоящему влюблён в героев своей картины, он сочувствует им, и эти искренние чувства с экрана передаются и зрителю. «Охрана» рассказывает об очень славной провинциальной девушке Клаве (замечательный дебют актрисы Марии Коровиной),которая работает в службе охраны сталелитейного завода, живёт с отчимом-инвалидом (Виктор Сухоруков) и отчаянно мечтает о чуде и главное верит в него. А, собственно, нет в нашей жизни большего чуда, чем любовь, просто мы в суете наших дней и в погоне за чем-то призрачным, но фальшивым и несущественным, всё чаще забываем об этом. При этом Клавдия, практически как француженка Амели из одноимённого фильма, зачастую берёт ситуацию в свои руки и, может быть даже и не совсем сознательно, подготавливает почву для того, чтобы это чудо в конечном итоге произошло. «Охрана» Александра Прошкина – фильм из разряда тех, после которых хочется жить. Поэтому очень хочется надеяться на его успешную прокатную судьбу, на то, что его смогут увидеть зрители, ибо таких картин нам сейчас действительно остро не хватает.

«Окно в Европу» продолжает свою работу. Имена победителей будут названы 13 августа на торжественной церемонии закрытия фестиваля, которая по традиции пройдёт в старинном выборгском замке.

Александра ИВАНОВА, Выборг