ФЕСТИВАЛЬ «ОЧИ ЧЕРНЫЕ»: МУЗЫКА, ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА, ПАМЯТЬ

IMG_5851Фестиваль с романтическим названием «Очи черные» в третий раз прошел в итальянском городе-курорте Монтекатини Терме. В этом году Международный благотворительный фестиваль российско-итальянской культуры был посвящен 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского и открылся в день его рождения 7 мая. Завершился форум 9 мая концертом-посвящением другому великому композитору, чьи оперы, наравне с произведениями Чайковского, составляют большую часть репертуара всех театров мира, – Джузеппе Верди. Для Монтекатини Терме имя Верди – едва ли не один из священных символов города. Великий итальянец любил проводить здесь время, написав третий акт «Отелло» и оркестровав оперу «Фальстаф». В память о мастере театр Монтекатини Терме носит его имя; первый фестиваль «Очи черные» был посвящен Верди, а на третьем – из России с любовью – перед театром появился памятник композитору работы российского скульптора Айдына Зейналова.

Фестиваль «Очи черные» словно продолжает идеи древних «Академий» и других итальянских празднеств с их синтезом искусств. На минувшем форуме это было особенно заметно, поскольку три фестивальных дня оказались чрезвычайно насыщены самыми разными культурными и даже историческими событиями. Выступления титулованных оперных певцов сменяли концерты юных талантов, вызвавшие у публики ничуть не меньший интерес; выставка работ известной российской художницы и мецената Елены Крафт-Павловой, итальянских художников Марии Черновой и Андреа Саккетти, а также коллекция платков марки Radical Chic «16 история о России» плавно перетекла в благотворительный аукцион; а церемония открытия памятника Верди – в торжественное закрытие фестиваля, под занавес которого зал вместе с артистами запел знаменитый хор из «Набукко».

По традиции, фестивальные концерты включают в себя выступления звезд мирового уровня и юных талантов из России и Италии. Так, в этом году первый день форума закрывало блестящее, полное искрометного юмора исполнение Первого фортепианного концерта Шостаковича Катей Сканави – одной из востребованных пианисток современности, лауреата конкурсов имени Маргариты Лонг и Жака Тибо, имени Марии Каллас, имени Вэна Клайберна. На закрытии фестиваля прозвучали две арии из «Пиковой дамы» – на редкость гармонично вжилась в образ Лизы оперная дива из Турции Седа Ортач, а Елецкого во всем степенном величии исполнил обладатель роскошного баритона, знаменитый певец и видный деятель культуры Казахстана Шахимардан Абилов. Высокое мастерство показали российские инструменталисты-виртуозы: трубач, солист Национального филармонического оркестра России Кирилл Солдатов, гитарист и композитор Виталий Кись. Значительной частью фестивальных программ продирижировал лауреат III Всероссийского конкурса молодых дирижеров имени И.А. Мусина Арсений Ткаченко, умеющий гармонично сочетать эмоциональность и ясный лаконичный жест.

Своего рода orchestra-in-residence фестиваля является Московский молодежный камерный оркестр, созданный на базе «Ипполитовки». Сам по себе статус молодежного оркестра в качестве фестивального, к тому же – в другой стране, требует не только грамотного менеджмента, но и мастерства оркестрантов. Именно на продвижение молодежи уповает руководитель фестиваля и оркестра, президент фонда «Русское исполнительское искусство» и ректор Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова Валерий Ворона.

Молодое поколение российских виртуозов не отставало от взрослых, появившись не только в концерте «Звезды XXI века», но и в вечерних мероприятиях. Впечатлительная итальянская публика даже окрестила их «монстрами» за не по-детски высокий уровень мастерства. Пианистка Александра Стычкина родилась в музыкальной семье и слышала фортепианную музыку с детства, – в 11 лет девочка не просто владеет, а по-хозяйски овладевает инструментом. Нескрываемый энтузиазм слушателей вызвало выступление ее ровесника – скрипача Даниила Булаева: взяв в 24-м каприсе умопомрачительный темп, он легко справился с ним, словно бы на сцене был сам Паганини – итальянская публика неистовствовала, как их предки два века назад. «Полет шмеля», исполненный на ксилофоне Игорем Лазаревым, был не менее стремителен и виртуозен, а саксофонистка Полина Лепшова покорила присутствовавших темпераментным «Либертанго».

Некоторые исполнители не впервые принимают участие в фестивале. В их числе молодые итальянские таланты, брат с сестрой Вирджиния и Марко Тардиво (фортепиано); солистка Латвийской национальной оперы Анастасия Лебедянцева, которая запомнилась слушателям в прошлом году одухотворенной интерпретацией «Романса Нины» А.К. Глазунова во флорентийском соборе Санто-Стефано, а нынче продемонстрировала разные грани своего вокального и актерского мастерства на открытии фестиваля, исполнив арию Ольги из «Евгения Онегина» («Я не способна к грусти томной») и романс «Нет, только тот, кто знал» Чайковского. Просто удивляет, насколько способна эмоционально преобразиться на сцене эта сдержанная в жизни певица. Неоднократно на фестивале солировали скрипачки Светлана Безотосная (концертмейстер Московского молодежного камерного оркестра) и Анастасия Тимошенко (первая скрипка Всероссийского Юношеского оркестра п/у Ю.Башмета, музыкант Фестивального оркестра Вербье).

Щемящую ноту внесло открытие фестиваля – в этот день в мэрии состоялась официальная презентация памятного медальона Святослава Бэлзы. Человек-легенда, он олицетворял собой целую культурную эпоху, и в Монтекатини Терме его очень любили. Последнее публичное выступление мастера состоялось на II фестивале «Очи черные» год назад, и мэрия итальянского города приняла решение в дни третьего форума заложить памятный медальон. Вечером состоялся мемориальный концерт, большую часть программы которого составили произведения Чайковского. Интерес публики вызвало зажигательное исполнение гитаристом Виталием Кисем собственного произведения «Масленица», а также «Ноктюрн» Ефрема Подгайца (неоднократного участника фестиваля), посвященный Валерию Вороне. Премьера «Ноктюрна» прозвучала в Монтекатини Терме год назад при участии Святослава Бэлзы – в этот раз музыканты посвятили исполнение памяти Святослава Игоревича.

Совершенно иное настроение охватило зал, когда на закрытии фестиваля 9 мая в Театре Верди было сыграно другое сочинение Подгайца – «Воспоминание об Одессе», – где автор мастерски цитирует клезьмерскую мелодию «Семь-сорок», песни «Ах, Одесса, жемчужина у моря», «С одесского кичмана», «Шаланды, полные кефали» и даже мелодии концерта «Времена года» Вивальди.

Судя по всему, главная художественная концепция фестиваля «Очи черные», названного так по фильму Никиты Михалкова, снятому в Монтекатини Терме с участием Марчелло Мастрояни, – представить русскую и итальянскую культуру во всем ее многообразии, превратить на несколько дней город-курорт, где любили бывать и известные творческие личности, и аристократия, в город-праздник. Город, где всецело царствует искусство, культурный обмен, а молодые дарования получают выход на большую сцену.

«Такого интереса к нашей инициативе и масштаба мероприятия никто не мог даже предположить, – вспоминает руководитель фестиваля Валерий Ворона. – Я думаю, что корни этого интереса лежат во взаимопритяжении наших культур и давних богатых традициях культурного сотрудничества. Сегодня уже все понимают, что это серьезный ресурс. Яркий пример – Сан Ремо, который стал известным благодаря своему фестивалю, или, скажем Кольмар во Франции, о котором узнали после того, как Владимир Спиваков стал проводить там свой фестиваль. Надо сказать, что все инициаторы и устроители фестиваля – как с итальянской, так и с российской стороны – не ставят перед собой коммерческую выгоду, напротив, вкладывают свои личные средства и ресурсы. Образно говоря, фестивалем движет дружба и любовь».

Организаторы фестиваля – Мэрия г. Монтекатини Терме, Оргкомитет итальянского фестиваля «Королевское лето», Фонд «Русское исполнительское искусство», компания PRIMA STRADA.

Первый фестиваль «Очи черные» состоялся в августе 2013 года и был приурочен к 200-летию со дня рождения Джузеппе Верди, Второй прошел в мае 2014 года в рамках перекрестного Года туризма Россия-Италия и был посвящен 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.

Участниками и гостями фестиваля были выдающиеся российские музыканты, деятели культуры, политики, представители деловых кругов. Среди них – глава рода Лермонтовых М.Ю. Лермонтов, принц фон Пройсен, граф П.П. Шереметьев, мэры городов Монтекатини Терме, Форте дей Марми, Флоренции, режиссер Никита Михалков, музыковед Святослав Бэлза, скрипач Виктор Третьяков, пианист Борис Фрумкин, певица Мария Максакова, виолончелист Борислав Струлев, баянист Айдар Гайнуллин и другие известные музыканты и коллективы.

Елена Александрова

Автор фото — Ольга Рябцова