ICO — это шанс для молодых музыкантов из стран Восточной Европы

image002Уже в пятый раз подряд оркестр Culture проводит мосты между стремлениями и возможностями молодых инструменталистов из Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдовы, Польши и Украины.
Молодые музыканты во всем мире мечтают о возможности учиться у лучших в своей дисциплине. Это особенно сложно в тех регионах и странах, где политические вопросы не оставляют пространства для развития культуры. Армения, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина все еще борются с наследием коммунизма и последствиями распада Советского Союза. В некоторых регионах, война может вспыхнуть в любой момент. Хотя Польша воспринимается как страна, которой успешно удалось справиться с преобразованием политической системы, ее интеграция с Западом не означает разрыв связей с восточными соседями. Молодежный оркестр поддерживает этот диалог посредством музыки, выступающей в качестве lingua franca.
Создание молодежных оркестров в последние десятилетия стало популярным во многих странах. Сначала в этом преобладали образовательные цели, но со временем художественное явление приобрело и политический характер. В 1999 году два друга, израильтянин Даниэль Баренбойм и палестинец Эдвард Саид, решили создать оркестр, состоящий из молодых музыкантов родом из противоположных сторон баррикад конфликта на Ближнем Востоке. Несмотря на многочисленные препятствия, оркестр West-Eastern Divan стал живым доказательством того, что музыка может возвыситься над политическими разногласиями

image001

В 2010 году во время подготовки к принятию Польшею председательства в Европейском Союзе, Институт Адама Мицкевича решил следовать по этому пути. Размышляя о наилучшем способе для продвижения Восточного Партнерства — польской инициативы по укреплению связей между отдельными странами бывшего Восточного блока и Европейским Союзом — Институт предложил создать молодежный оркестр, состоящий из музыкантов из всех семи стран, входящих в Партнерство. Каждый следующий выпуск I, Culture Orchestra подтверждает мнение о социальных и политических преимуществах, которые приносит проект, а также о его выдающиеся художественных достоинствах.
Все начинается в странах-партнерах с прослушивания и отбора наиболее талантливых музыкантов в возрасте 18-28 лет. Счастливчиков приглашают в Польшу на несколько дней, в течение которых они начинают работать над репертуаром — сначала в небольших группах под присмотром профессиональных музыкантов из оркестров с мировыми именами, таких как, например: Лондонский симфонический оркестр, Берлинский филармонический оркестр или Британский симфонический оркестр.
Когда музыканты справляются с возложенным на них материалом, они начинают совместные репетиции вместе со всей командой (т.е. репетиции tutti), под управлением таких знаменитых дирижеров как Невилл Марринер и Кирилл Карабица. После двух недель напряженной работы группа отправляется в турне по Западной и Восточной Европе. Ее репертуар состоит из самых известных оркестровых произведений, а также произведений композиторов, происходящих из стран-партнеров. Некоторые выступления прошли при участии таких звезд, как Khatia Buniatishvili и Truls Mørk в 2013 году, Alice Sara Ott и Simon Trpčeski в 2014 году.

Общества, сосредоточенные на классической музыке, в малых странах Восточной Европы, как правило, довольно замкнуты и, на первый взгляд, самодостаточны. Например, в Молдове есть только одна консерватория и тамошние оркестры редко дают концерты за рубежом. Для молодого музыканта, это означает учебу у небольшого числа преподавателей и работу все в том же кругу людей. Между тем, для художественного образования необходимы разнообразные источники вдохновения и мотивации.
Culture Orchestra должен заложить основу для развития карьер, богатых международным опытом, создавая условия для обмена знаниями на благо всех стран-участниц. Эту роль часто подчеркивают участникам проекта. Кирилл Карабиц, известный украинский дирижер, который возглавлял оркестры с 2013 и 2014 года и который будет художественным руководителем следующего выпуска проекта в 2015 году, сказал:
«Как украинец, я воспринимаю Польшу, как страну, которая всегда поддерживала сближение Украины и других восточных стран с Западной Европой».


Для многих из участников I, Culture Orchestra является первой возможностью выступить в рядах профессионального международного оркестра, работать под руководством всемирно известных преподавателей, а также насладиться выступлениями в компании знаменитостей, лицом к зрителям, среди которых сидят наиболее важные европейские критики. Лия Русу из Молдовы, которая приняла участие в выпуске проекта 2014 года, так описывает свой опыт:
«Я узнала много интересного, важного не только с точки зрения моей карьеры, но и с точки зрения всей моей жизни. После моего участия в проекте люди стали смотреть на меня с признательностью, а профессиональные навыки развились. Это открыло для меня совершенно новые возможности».

Успех имеет свою цену. Каждый год проект должен бороться со многими бюрократическими препятствиями. В 2014 году, например, двоим грузинским музыкантам было отказано в британской визе, и даже обращения всех руководителей проектов не произвели на Министерство внутренних дел Великобритании особого впечатления. Украинско-русский конфликт не позволил нескольким украинским музыкантам покинуть территорию Восточной Украины. Другие украинцы задавались вопросом: «Будет ли исполнение работ Шостаковича рассматриваться как измена национальной общности?». В свою очередь, азербайджанские и армянские музыканты боялись, что их сотрудничество будут считать предательством.
Молодежный оркестр, основанный во имя высоких идеалов, по своей природе вызывает вопросы о чисто художественном аспекте. Что важнее: исполнение или репетиции, действие или эффект, политика или музыка? В реакции прессы и общественности не видно никакой снисходительности в отношении качества самой музыки.
В кругах, связанных с классической музыкой, оркестр растет в уважении, собирая восторженные отзывы в средствах массовой информации. Под руководством молодого, но уже признанного дирижера Кирилла Карабица, который для молодых музыкантов является образцом для подражания, оркестр дает представления на действительно элитном уровне, достигая, обычно, непостижимых нюансов для молодежных оркестров. Вот обзор концерта в Usher’s Hall в Эдинбурге, размешенный в британском еженедельнике The Guardian:
«Украинский дирижер Кирилл Карабиц был чрезвычайно любезен… Он действительно поддерживал дисциплину в команде и призывал к экспрессивным жестам, но, однако, часто позволял музыкантам на собственные искания».
Когда журналист от The Guardian спросил музыкантов, о пользе их участия в ICO, списку, казалось, не было конца: радость, умение работать с людьми, родом из противостоящих друг другу культур, шанс развить музыкальность под руководством известных специалистов, а также, конечно, незабываемые воспоминания. Линда Манукян, армянская скрипачка, никогда не забудет момент, когда оркестр внезапно запел ей «С Днем Рождения» после концерта во Франции.

Голоса этих молодых людей вздымаются, особенно сегодня, когда вдруг возвращается риторика холодной войны, когда Европе и миру грозит уход от культурной дипломатии и возвращение к языку жесткой силы. Тем, кто считает, что для такой ситуации нет никакой альтернативы, я предложил бы пойти на один из концертов I, Culture Orchestra и поразмыслить над такой позицией, в сопровождении хорошей музыки.
Culture Orchestra принимает заявки от музыкантов, которые хотели бы поучаствовать в пятом выпуске проекта.

Виолетта Маковий (по материалам польских изданий)