Искра, дарующая жизнь

215771Микеланджело Буонарроти (1475-1564), был величайшим итальянским скульптором, художником, архитектором и поэтом. Он родился в Тоскании в селении Капрезе что недалека от Флоренции. Его учителем был один из лучших итальянских живописцев на то время по имени Гирландайо. Через какое-то время Лоренцо Великолепный Медичи пригласил Микеланджело, который тогда еще был подростком, посетить его сады. Там  находилась школа искусств. Один из учеников школы завидовал Микеланджело и сломал ему нос, чем навсегда обезобразил его лицо. Возможно, из-за этого художник всю жизнь был одиноким и никогда не имел семьи. Его современники говорили, что он был необщительным и замкнутым, не редкость были вспышки гнева и раздражительности. Он жил очень скромно, ложился поздно, а вставал рано, и к моде был полностью безразличен, он отдавал предпочтение простой и удобной одежде. Говорили, что Микеланджело часто спал, не снимая обуви. Все свои заработанные деньги он отдавал своему отцу и четверым братьям.Tourist-2

В 1505 году Микеланджело пригласили в Ватикан, тогда он был уже очень известным. На тот момент Рим стал политическим и культурным центром Итили, поэтому стремительно отстраивался и украшался. Папа Юлий II был большим ценителем искусства и поручил Буонарроти расписать свод Сикстинской капеллы. Это была личная папская молельня, ее возвели в 1470-х годах по заказу Сикста IV. Стены капеллы к тому времени были расписаны лучшими итальянскими художниками: Боттичелли,  Перуджино,  Гирландайо, Росселли, Козимо.

 

«Мадонна Дони»

1donitopЭто единственная станковая картина Микеланджело. Ее заказал друг художника флоринтиец Аньоло Дони. Он был страстным коллекционером живописи и антиквариата. Бракосочетание Аньоло Дони  с Мадаленой Строцци послужило поводом для написания картины.

Работа выполнена в форме тондо, что означает в форме круга, ее диаметр 120 сантиметров. Сюжет очень прост: на коленях святого Иосифа сидит младенец, а Мадонна поворачивается, что бы его взять. Вписав свою композицию в круг, Буонарроти проявил немалую изобретательность. Центральных персонажей он изобразил в необычных ракурсах, они образуют единое целое, круг внутри круга. А их общий силуэт подчеркнут складками одежд.

На заднем плане изображен парапет, на котором сидят в разных позах обнаженные юноши. Это своеобразное напоминание о язычестве выполнено на манер античных фризов. Парапет вогнут в глубину. В сочетании с крупными фигурами персонажей на переднем плане и голубыми холмами на горизонте это создает стереоскопический эффект, другими словами ощущение трехмерности пространства.

Картина выполнена на дереве темперными красками, которые дают мягкое матовое сияние. Прекрасная деревянная рама была вырезана специально для картины скульптором Лоренцо Гиберти. «Мадонна Дони» по праву считается одной из самых прекрасных картин в итальянском Возрождении.

 

3546328064_aab08968f7_bМикеланджело всегда считал себя скульптором, а не живописцем и пытался отказаться от предложения папы, но безуспешно. Объем работы был просто огромным. Никто еще не расписывал почти 600 квадратных метров еще и на потолке. Высота свода 18 метров и поэтому художнику пять лет пришлось работать лежа на спине на специальном деревянном помосте. Он настолько привык работать, запрокинув голову, что даже письма долгое время читал, подняв вверх.

Никто не видел росписи, пока они не были полностью окончены.  Только после снятия лесов зрителям было представлено грандиозное зрелище: 343 мощные фигуры, повествующие о священной истории.

Росписи разбиты на три основные группы: сцены из Книги Бытия, затем пророки и сивиллы, дальше героические эпизоды из Ветхого Завета. Сюжеты из Книги Бытия посвящены сотворению мира, созданию человечества, грехопадению и легенде о Ное.

hdoboi.org-19375Одна из самых потрясающих композиций – «Сотворение Адама». Она расположена в самой высокой точки купола, занимая центральное место среди остальных сюжетов.  Бог Отец летит по нескончаемому космическому пространству в окружении ангелов. Его плащ раздувается словно парус. Он вытягивает правую руку, одушевляющую неживую материю. Она почти касается вытянутой навстречу руки Адама. Пока еще безвольно мощное и красивое тело первого человека на земле, но в нем чувствуется присутствие невероятной силы. Словно искра, дарующая Адаму жизнь и пробуждающая в нем энергию, пролетает между пальцами Бога и его творения. Но все же их руки не соприкасаются. Идея Микеланджело просто гениальна: показать любовь Отца к сотворенному им и невозможность физического контакта между Богом и человеком. С поразительным совершенством выполнена роспись Сикстинской капеллы, которая и принесла Микеланджело славу одного из величайших художников своего времени.