Противоречивая правда на полотнах Поля Сезанна

Один из ярчайших представителей постимпрессионизма, художник, примиривший на своих полотнах классику и современность. Это французский живописец Поль Сезанн. Его художественное наследие составляет более 800 работ маслом, не считая акварелей и других произведений. И никто не может подсчитать количества работ, уничтоженных за несовершенство самим художником за годы своего долгого творческого пути.

Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в Экс-ан-Провансе, старой провинциальной столице Южной Франции, в пятнадцати милях от Марселя. Отец будущего художника Луи-Огюст Сезанн был человеком властным, самоуверенным и напористым. Обучившись в Париже шляпному ремеслу, он вернулся в Экс и вложил свои сбережения в оптовую и розничную торговлю шляпами, преуспел в этом и со временем стаСезаннл ссужать деньгами производителей шляпного фетра, став самым удачливым ростовщиком в Эксе. Друзьям детства Поля Сезанна его отец запомнился, как человек грубый и жадный. На матери Поля Анне-Элизабет он женился, когда мальчику было уже пять лет.

В детстве Сезанн имел слабое представление о хорошей живописи, но во многих других отношениях получил великолепное образование. Ещё в школе он учился вместе с будущим писателем Эмилем Золя, и обоих мальчиков сближала страсть к литературе. После окончания средней школы Сезанн посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в Коллеж Бурбон. Образование его вполне соответствовало традиции и общественным и религиозным требованиям времени. Учился Поль Сезанн хорошо, если не блестяще, получив немало наград по математике, латинскому и греческому языкам. Любовь к литературе с годами не исчезла, и на протяжении всей последующей жизни Сезанн с увлечением читал классиков, писал латинские и французские стихи и до последних дней был способен цитировать по памяти целые страницы из Апулея, Вергилия и Лукреция.

В 1858 году Поль начинает учиться в Муниципальной школе рисования, и живопись захватывает его целиком. При поддержке матери и младшей сестры Мари он получает от отца разрешение посвятить себя живописи и в 1861 году отправляется в Париж. Однако там у него не сразу всё складывается гладко. Некоторое время он учится в академии Сюиса, но вскоре возвращается обратно в Экс, устраивается служащим в отцовском банке и снова посещает рисовальную школу. А через шесть месяцев вновь уезжает в Париж, где проваливается на вступительном экзамене в Школу изящных искусств. Вскоре Поль вновь возвращается в столицу, снимает мастерскую. Жизнь его отныне связана с двумя городами – Парижем и Эксом.

Париж поразил Сезанна своими музеями. Лувр он называл «книгой, по которой мы учимся читать», особенно выделяя испанских и венецианских живописцев. Бывая в Париже, Сезанн сблизился с Писарро, Моне, Сислеем, Ренуаром, Мане. Как и его новые друзья – будущие импрессионисты, Поль охотно проводит время в пригородах столицы: Понтуазе, Овере. Он много работает в окрестностях Экса – в Эстаке, в Гарданне, в имении отца Жа де Буффан. Со временем поездки в Париж становятся всё более редкими.

Уже в ранних произведениях Сезанн ищет способы передачи материальной сущности вещей. Его привлекает творчество Домье с остротой формы, динамикой, смелыми контрастами тёмных и светлых цветовых пятен. Его творчество, приходящееся на этот период, имеет ярко выраженный романтический характер – таковы, например, его работы «Убийство», «Натюрморт с черепом и подсвечником», «Оргия», «Человек в голубом колпаке», «Дядюшка Доминик», «Девушка у пианино». Среди этих работ ярко выделяется большой «Портрет отца». Можно предположить, что таким образом Поль хотел утвердиться в глазах отца как художник.

Произведения Сезанна неизменно несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Противоречия изначально были свойственны психическому миру Сезанна и его художественным устремлениям. Южный темперамент в бытовой жизни Поля Сезанна соединялся с затворничеством и аскетизмом, набожность – с попытками освободиться от религиозных традиций, сковывающих его темперамент, уверенность в собственной гениальности – со страхом не найти точных средств выражения того, что он видел и хотел выразить на картине средствами живописи. Он постоянно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать, и каждая новая картина становилась и опровержением, и подтверждением этого.

Сезанну, очевидно, были свойственны многие страхи и фобии, и его неустойчивый характер нашёл себе пристанище и спасение в труде живописца. Возможно, именно это обстоятельство послужило главной причиной столь фанатичного труда Сезанна над своими картинами. Мнительный и нелюдимый в повседневной жизни, в работе Сезанн становился цельным и сильным человеком, и чем более интенсивным и постоянным было его творчество, тем сильнее излечивало оно его от собственных непреодолённых душевных противоречий.

В 1870 году началась война с Пруссией. Отец дважды «выкупал» Поля, спасая от призыва в армию. Вскоре художник уезжает в Эстак, неподалёку от Марселя. Там он живёт с молодой натурщицей Гортензией Фике. В 1872 году у них родился сын Поль. Эта связь долгое время держалась в секрете от отца Сезанна. Он узнал о ней лишь в 1878 году и наказал сына, наполовину уменьшив средства, которые давал ему на жизнь. Художник был вынужден вернуться в Экс, оставив Гортензию и маленького сына в Марселе, где их поддерживал, посылая деньги, его давний друг Эмиль Золя. Официально оформить брак с Гортензией Сезанн смог лишь в 1886 году. А несколько месяцев спустя, после смерти отца, стал обладателем значительного состояния.

После сближения с импрессионистами Сезанн часто пишет картины на пленэре. Вместе с Писсарро он работает в Понтуазе под Парижем в течение всего 1872 года, а затем переезжает в Овер, где остаётся до 1874 года.

В этот период своего творчества Сезанн ещё работает в манере импрессионистов – в его живописи была присущая им динамика изображения световоздушной среды. Его палитра с образами Понтуаза заметно посветлела, очистилась от чёрных тонов. В ней появились насыщенные зелёные и золотистые тона. Сезанн отказался от построения формы с помощью контуров и начал лепить её цветом, от чего она сделалась более пластичной и весомой. Его упрекали в искажении пропорций, передаче собственного представления о предмете, называли грубым и неуклюжим.

Любопытно, что в своём творчестве Поль Сезанн попытался ценой титанических усилий примирить классику и современность, законы большого стиля и право на индивидуальный выбор. Конечно, в эпоху торжества индивидуального выбора никакой стиль больше не мог быть образцом для художников, каждый из которых выбирал свой путь в искусстве свободно, повинуясь исключительно внутренним свойствам собственной души, а не требованиям художественного сообщества. Поэтому задача, которую ставил перед собой Сезанн, была в принципе невыполнимой. Это и вызывало постоянные сомнения художника. Невозможно одновременно утверждать и свободу, и каноны. Но результаты, которых достигал в своём творчестве Сезанн, были настолько впечатляющими, что вызывали уважение у представителей самых разных направлений в живописи.

Сезанн полагал, что в своём творчестве нужно идти в направлении классики, но через натуру, то есть, через ощущение. «Мой метод – это ненависть к фантастическому образу. Я пишу только правду», – заявлял художник. Не случайно одним из художников, чьи работы очень сильно повлияли на Сезанна, был Николя Пуссен, крупнейший представитель классицизма. Классицизм нёс в себе законы устойчивости и равновесия, во многом соответствовавшим реальной природе вещей, законам существующего мира. Строгий и выдержанный рисунок Пуссена, уравновешенные и гармоничные композиции были родственны тому, что искал в природе и живописи сам Сезанн. Так же, как представители Возрождения и классицизма, Сезанн был уверен, что в основе бытия лежит порядок, а не хаос, и творческая сила всё упорядочивает, выстраивая из хаоса гармонию.

В 1874 и 1877 годах Сезанн выставлялся вместе с импрессионистами. На первую выставку импрессионистов он представил три картины, в том числе «Дом повешенного» (1873 год).

На Сезанна нападали ещё яростнее, чем на других художников-импрессионистов. Он постепенно отошёл от группы, уединился и стал подолгу жить в Эксе. Позже Сезанн объяснял своё уединение так: «Я решил молча работать вплоть до того дня, когда почувствую себя способным творчески обосновать результаты своих опытов».

Слава приходит к художнику уже в конце жизни. Морис Дени на своей картине «В честь Сезанна» изобразил вокруг мастера молодых художников, восхищавшихся им: это Дени, Редон, Руссель, Серюзье, Вюйяр.

В 1904 году проходит большая ретроспективная выставка Сезанна в Осеннем Салоне. На следующий год там были выставлены «Большие купальщицы», над которыми художник работал семь лет. В Экс начинается паломничество художников, коллекционеров и критиков. До последнего вздоха Поль Сезанн оставался фанатом живописи. В конце жизни он уже не мог далеко ходить пешком из-за диабета, но, невзирая на болезнь, отправлялся на этюды в повозке.

15 октября 1906 года Сезанн простудился, работая на натуре над картиной «Хижина Журдина». А несколько дней спустя, 22 октября, художник скончался.

Только после смерти Сезанна выяснилось, какое огромное творческое наследие он после себя оставил – восемьсот с лишним полотен, около 350 акварелей и столько же рисунков! Произведения Поля Сезанна, столь долго непризнанного при жизни, теперь уже навсегда вошли в сокровищницу мирового искусства.