«Американская песочница. Гарольда Файнстайна»

22

С 12 сентября по 26 октября Центр фотографии имени братьев Люмьер представлена выставка признанного мастера стрит-фотографии Гарольда Файнстайна «Американская песочница».

Большинство фотографий Файнстайна посвящены его родному полуострову Кони-Айленду, облик которого постоянно менялся под влиянием эмигрантов из различных частей света. Этот пляж — образ песочницы,  в которой проходило «детство» Америки как нации. Файнстайну были интересны не только урбанистические пейзажи, смягченные присутствием океана, пляжа и яркого солнца, но и портреты людей, картины их жизни. Его первая ретроспективная выставка в Москве включает в себя также редкие фотографии, времен войны между северной и южной частями Кореи, натюрмортные снимки, работы в стиле ню.

Гарольд Файнстайн родился на Кони-Айленде в 1931 году и в пятнадцать лет серьезно занялся фотографией. Уже через четыре года Эдвард Стайхен приобрел его работы в постоянную коллекцию Музея современного искусства (MoMA). В семнадцать Файнстайн присоединился к нью-йоркской Фото Лиге, группе фотографов-профессионалов и любителей. С тех пор он начал играть заметную роль в авангарде стрит-фотографии мегаполиса. В начале 1950-х он тесно сотрудничал с одним из пионеров фотографии гуманизма Юджином Смитом, помогал ему в разборке и редактировании фотографий, создании макета книги знаменитого фотоочерка о Питтсбурге. Именно под влиянием Смита Файнстайн переосмыслил значимость фотографии, понял ее способность менять мировоззрения людей.

0209Наиболее известная серия работ Файнстайна, над которой он работает на протяжении уже шести десятков лет, посвящена Кони-Айленду. Сам фотограф говорит о своей любви к полуострову: «Я был рожден на Кони-Айленде и всегда говорил, что из утробы матери я попал прямиком в первую кабинку американских горок. За пять центов я мог доехать на трамвае до парка развлечений и весь день тратить оставшиеся деньги на прогулки, аттракционы и сладости. Рисуя на асфальте портреты, я мог немного подзаработать, чтобы тут же потратить все до единого цента, и отправиться домой на задней подножке трамвая. Но больше всего я любил наблюдать. На протяжении многих лет облик Кони-Айленда отражал иммиграционные волны и смещение районных границ. Ортодоксальных евреев, афро-американцев, итальянцев, русских, пуэрториканцев. Всю эту разношерстную толпу со всего света манили прибой, песок, широкие тротуары, аттракционы, хот-доги Натана и возможность расслабиться и забыть об ограничениях».

defaultВ 1954 году в Музее американского искусства Уитни (WhitneyMuseumofAmericanArt) была первая выставка Гарольда Файнстайна, а в 1957 году – в Музее современного искусства в Нью-Йорке (MoMA). К 26 годам Файнстан стал известным мастером фотографии и занялся преподавательской деятельностью в Университете Пенсильвании, Музее Филадельфии, Школе Визуальных Искусств в Нью-Йорке и Университете Массачусетса и пр.

Фотографии Файнстайна включены в постоянные коллекции Музея Нью-Йорка и Музея современного искусства, Международного центра фотографии и Еврейского музея в Нью-Йорке, Международного музея фотографии и кино Джордж Истман Хаус, Музея фотографических искусств в Сан-Диего, Центра Креативной фотографии Университета Аризоны, парижского Музея современного искусства. Работы Файнстайна публиковались в крупных известных изданиях, среди которых LIFE, Aperture, Black and White, Camera Arts, The New York Times Magazine, American Photo, Oprah Magazine, Evergreen Review, Photography Annual, Modern Photography and Popular Photography. В 2012 году опубликовали первую ретроспективную монографию Файнстайна, ставшую победителем PDN Photo Annual Award 2013. В 2011 году в восемьдесят лет Гарольд Файнcтайн был удостоен премии «Живая легенда» Музея фотографии Гриффина (GriffinMuseumof Photography).