Музы Пабло Пикассо

Создатель знаменитого «Голубя мира», основоположник кубизма, изображающего трёхмерное тело как ряд совмещённых воедино плоскостей, очень неординарный художник, график, скульптор, керамист – Пабло Пикассо вызвал к жизни массу подражателей и оказал исключительное влияние на развитие изобразительного искусства в XX веке. Согласно оценке Музея современного искусства в Нью-Йорке, Пикассо за свою жизнь создал около 20 тысяч работ. Какие же события и люди были источником столь неиссякаемого вдохновения? Кто они – музы Пабло Пикассо, и какую роль сыграли в жизни и творчестве художника?

Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо – таково настоящее имя испанского художника, согласно традиции получившего две фамилии по первым фамилиям родителей: отца – Руис и матери – Пикассо. Фамилия матери, под которой Пабло полpicasso24учил известность, имеет итальянское происхождение: прадед матери Томмасо Пикассо приехал в Испанию в начале XIX века из местечка Сори в провинции Генуя.

Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в городе Малага, андалузской провинции Испании. Отец Пабло, Хосе Руис, сам был художником, и у сына рано проявился талант к рисованию. Уже с семи лет он учился технике рисования у отца, сначала поручавшего ему дописывать лапки голубей на своих картинах. По легенде, однажды Хосе Руис доверил сыну дописать довольно большой натюрморт, и был настолько поражён его техникой, что сам бросил заниматься живопись
ю. Пабло было тогда тринадцать лет.

В тринадцать же лет Пабло с блеском поступил в Барселонскую Академию художе
ств. Обычно подготовка к экзамену занимала у студентов месяц, у Пикассо на это ушла неделя. Комиссия была поражена его мастерством, и Пабло был принят в Академию, несмотря на юный возраст. Отец и дядя решили отправить его в Мадридскую академию «Сан-Фернандо», считавшуюся на тот момент самой передовой школой искусств во всей Испании. Так в шестнадцать лет Пабло Пикассо оказался в Мадриде. Однако занятия в Школе искусств продлились недолго – меньше года, и Пабло был захвачен другими прелестями столичной жизни, а заодно изучением работ художников, которые произвели на него сильнейшее впечатление: Диего Веласкеса, Франсиско Гойи, Эль Греко.

Именно во время о
бучения в Мадриде Пикассо совершил своё первое турне в Париж – признанную в те времена европейскую столицу искусств. Там он в течение нескольких месяцев посетил все без исключения музеи, изучая живопись великих мастеров: Делакруа, Тулуз-Лотрека, Ван Гога, Гогена и других. Также он увлёкся искусством финикийцев и египтян, готической скульптурой, японской гравю
рой. Тогда же, в первые годы жизни в Париже Пабло познакомился с коллекционером и торговцем живописью Амбруазом Волларом, поэтами Максом Жакобом и Гийомом Аполлинером и многими другими. Пикассо вновь посещал Париж в 1901 и 1902 годах, а в 1904 перебрался туда окончательно.

Именно 1900-1904 годы называют «голубым периодом» в творчестве Пикассо, поскольку большинство созданных им в это время картин написано в холодных голубых тонах. Затем он сменился кратковременны
м «розовым периодом», когда художник предпочитал более тёплую гамму – в основном, оттенки розового.

Переехав в Париж, Пикассо приобрёл студию в ветхом доме в районе Бато-Лавуа, где и жил последующие пять лет. Здесь он и познакомился со своей первой музой – натурщицей Фернандой Оливье, ставшей его любовницей. Пабло не раз изображал Фернанду на своих картинах. Позже она вспоминала, что Пикассо был в то время «маленьким, смуглым, худым, жестоким, беспокойным, с тёмными, глубокими глазами, пронзительным взглядом… неуклюжим в движениях, с женскими руками, неухоженным. Густая прядь волос, чёрных и блестящих, падала на его высокий выпуклый лоб».

Между тем в Париже Пикассо довольно быстро завоёвывает своё место под солнцем среди людей искусства. Художники-авангардисты приняли его в свой круг, а со многими поэтами он сохранил дружбу до конца жизни. С
реди них Гийом Апполинер, одним из первых по достоинству оценивший работы Пикассо, Макс Жакоб и Андре Сальмон, оставивший воспоминания о тогдашней богемной жизни в Бато-Лавуа.

Именно этой богемной жизнью и жили в Париже Пабло с Фернандой. Пикассо не перест
авал трудиться – в жуткой нищете и постоянном творческом беспорядке, и вскоре добился успеха. К 1907 году он стал известен среди коллекционеров и торговцев живописью, заинтересовавшимся юным, но столь ярким талантом. При этом Пикассо не разу не выставлял свои работы на обычных публичных выставках, что только подчёркивало его удивительный индивидуализм.

Среди людей, оказавших поддержку Пикассо, была американская писательница Гертруда Стайн. В 1906 году Пабло работал над её портретом. Он переписывал его около восьмидесяти раз и, по воспоминаниям писательницы, вскоре сказал ей в ярости: «Я перестал вас ви
деть, когда смотрю на вас», и оставил работу над портретом. Это был переломный момент в творчестве Пикассо – отсюда начался его путь от изображения конкретных людей к изображению человека, как такового.

В 1917 году Пика
ссо посещает Рим, где работает над декорациями и костюмами к балету «Парад» в постановке русского балетмейстера Сергея Дягилева. Здесь он влюбился в одну из танцовщиц русской труппы, Ольгу Хохлову, и в 1918 году они поженились. Именно тогда Пикассо навсегда распрощался с богемной жизнью. С молодой женой он переехал в роскошную квартиру. Средства позволяли это – к тому времени Пикассо стал признанным и процветающим художником. В это время его полотнам присущи ясные и понятные формы, светлые тона, правильные лица. Самая выразительная картина этих лет – «Портрет Ольги в кресле». На критику по поводу смены стилей Пикассо отвечал
: «Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой, по моему ощущению это должно быть сказано».

В 1921 году у Пабло и Ольги родился сын Поль, но брак их распался в январе 1927 года, когда Пикассо увлёкся семнадцатилетней Мари-Терез Вальтер. Ему самому было тогда сорок пять лет. В 1935 году у Мари-Терез родилась девочка, которую назвали Майей. Художник оказался в щекотливом положении, потому что его брак с Ольгой был заключён по испанским законам и не мог быть расторгнут.

Ольга и Пабло формально оставались мужем и женой вплоть до смерти Ольги в
1955 году. Ольга, оказавшаяся после их разрыва на грани помешательства, часто появлялась там, где бывал Пикассо, и громко поносила его. Художника мучило такое положение вещей, и его депрессия не могла не отразиться на творчестве. На какое-то время он вооб
ще перестал писать картины и занялся поэзией.

Впрочем, отношения Пикассо с Мари-Терез тоже не сложились. Они прекратились уже в 1937 году, когда её место в сердце художника заняла фотограф Дора Маар. Мари-Терез преследовала его до конца жизни, а после его смерти покончила с собой.

Всё это время длился один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. На протяжении нескольких лет его воображение, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части, орущих, либо раздутых до абсурда и бесформенных
существ («Сидящая купальщица», «Женщина в кресле»), или же воплощающих метафорические и агрессивно-эротические образы («Фигуры на берегу моря»). Женщины остаются главными жертвами его жестоких бессознательных причуд, возможно, потому что Пикассо плохо ладил с Ольгой, или потому что простая красота Мари-Терез вдохновляла его на откровенную чувственность. Она стала моделью для нескольких величественных скульптурных бюстов, исполненных в 1932 году в замке Буажелу, который художник приобрёл ранее.

Несмотря на то, что Пикассо много лет прожил во Франции, связывавшие его с родиной нити никогда не обрывались, и на полотнах художника
не раз возникали испанские темы. В январе 1937 года испанское правительство заказало Пикассо полотно для оформления национального павильона на Всемирной выставке в Париже. Гражданская война в Испании и бомбардировки мирных городов вдохновили художника на создание знаменитого шедевра – «Герники».

В 1946 году Пикассо знакомится с молодой художницей Франсуазой Жило и переезжает с ней в замок Гримальди. Франсуаза вскоре дарит ему сына Клода и дочь Палому. Пабло посвятил Франсуазе свою картину «Женщина-цветок». А в 1953 году она сбежала от Пикассо с двумя детьми из-за его сложного характера и постоянных измен. Художник тяжело
переживал это расставание, и это отразилось в его работах того времени – например, в серии рисунков тушью, изображающих отвратительного старого карлика, контрастирующего с юной и прекрасной девушкой.

В 1949 году Пикассо рисует своего знаменитого «Голубя мира» на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже. С 1947 года он живёт на юге Франции, в городе Валлорисе, расписывает стены старой капеллы аллегорическими символами войны и мира, а ещё занимается кера
микой. Он создаёт своих излюбленных персонажей – кентавров, фавнов, быков, голубей, женщин, делает антропоморфные скульптуры. В Валлорисе до сих пор сохранились так называемые «керамические мастерские», которые продолжают держать марку «Пикассо» и тиражировать изделия, придуманные художником.

В 1961 году почти восьмидесятилетний Пабло Пикассо женился на 34-летней красавице Жаклин Рок, вдохновившей его на серию портретов, на которы
х можно увидеть её точёный профиль. Он купил для неё виллу в Каннах и переехал с ней туда. Жаклин стала последней и верной женщиной Пикассо – она ухаживала за ним, уже больным, ослепшим и плохо слышащим до самой его смерти. В своём позднем творчестве художник часто обращался к женскому портрету – в основном, это были портреты Жаклин Рок.

Пикассо умер в апреле 1973 года в возрасте 92 лет, мультимиллионером, в городе Мужене, во Франции и похоронен около принадлежащего ему замка Вовенарг. О смерти художник сказал так: «Она всего лишь женщина, которая никогда не покинет меня».