Поп-арт – возвращение к реальности

Самое эпатирующее и противоречивое направление в искусстве, сумевшее поставить наравне повседневное и возвышенное, массовое и индивидуальное, уникальное и избитое. Поп-арт, как ни одно направление, мы привыкли постоянно наблюдать в повседневной жизни, даже не зная его чёткого определения – это и телевизионная реклама, и яркие плакаты, и комиксы, и всевозможные оригинальные пакеты и упаковки. Ну, и конечно, картины, не претендующие на изысканность, но неизменно бросающиеся в глаза. Так что же такое поп-арт, откуда возник и как развивался?

Направление в искусстве, называемое «поп-арт» (популярное искусство) пришло на смену абстрактному экспрессионизму и начало бурно развиваться в 50-х годах XX века, ориентируясь на новую образность, создаваемую средствами массовой информации и рекламой.  поп-арт

Термин впервые появился в прессе в статье английского критика Лоуренса Элло
уэя. Причём сам Эллоуэй открыто признался, что не вкладывал в это понятие тот смысл, который оно приобрело со временем, а использовал его наравне с термином «поп-культура», чтобы охарактеризовать продукты средств массовой информации, а не произведения
искусства, для которых были использованы элементы этой «народной культуры».

Поп-арт впервые возник в США и Великобритании, окончательно отвоевав себе место под солнцем на международной выставке в Венеции в 1964 году, одержав победу над абстракционизмом. Первые «попартовские» работы создали три художника, учившиеся в лондонском Королевском художественном колледже – Питер Блейк, Джо Тилсон и Ричард Смит. Но первой работой, получившей статус иконы поп-арта, был коллаж Ричарда Гамильтона «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?». Написан он бы
л в 1956 году.

Американский поп-арт завоевал известность во всём мире благодаря таким художникам, как Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс, Том Вессельман, Энди Уорхол, Хокни Дэвид, Клас Олденбург, Джеймс Розенквист.

Поп-арт вернул
в искусство предмет, но предмет не опоэтизированный художественным видением, а нарочито бытовой, связанный с современной индустриальной культурой. Появились новые технические приёмы, позаимствованные из рекламы и промышленн
ого дизайна – включение реальных предметов, фотопечать, использование диапроектора. Судить об этом виде искусства можно было по-разному: с одной стороны казалось, что оно обезличивает индивидуальную творческую манеру художника, с другой – придаёт образцам массовой продукции своеобразную эстетическую ценность. Выставочные залы Европы и США стали похожи на выстав
ки поделок кружков народных умельцев, поскольку техника поп-арта включала в себя не только живопись, но и коллаж, проецирование фотографий, опрыскивание из пульверизатора, комбинирование рисунка с кусками предметов и т. д.

Понятно, что кр
итика относилась к такому искусству весьма неоднозначно – и чаще скептически. К примеру, в 1962 году на симпозиуме по поп-арту, организованном Нью-Йоркским музеем современного искусства, влиятельный критик Хилтон Крамер из газеты TheNewYorkTimesвысказал мнение, что по сути своей поп-арт «ничем не отличается от искусства рекламы». Он настаивал на необходимос
ти решительного противодействия этому направлению, заявив, что поп-арт, как и реклама, преследуют цель «примирить нас с миром предметов потребления, банальностей и вульгарности».

Столь же неодоб
рительно отозвался о поп-арте поэт, критик и лауреат Пулитцеровской премии Стэнли Куниц, также присутствовавший на симпозиуме. Он упрекнул представителей этого художественного направления в стремлении угодить господствующему социальному классу: по словам поэта, они выражают «дух конформизма и буржуазии».

Но были среди
критиков и такие, кто говорил о поп-арте, как о новом этапе в развитии искусства, называя его «новым реализмом» или «сверхреализмом». Демократичность поп-арта критики отмечали в том, что зритель может стать героем произведения, если он входит внутрь него, пр
исаживается на нём отдохнуть, или видит своё отражение в зеркале – то есть принимает участие в предлагаемой ему игре.

Мастера поп-арта предприняли масштабную попытку совместить элитарную культуру с потребительской субкультурой. Они открыли своеобразную поэтику массовой продукции городской культуры, находя её в банальных и тривиальных вещах, событиях, жестах, в потребител
ьской среде, окружающей их. В голливудских боевиках и популярных кинозвёздах; в американском жизненном стандарте, основанном на техническом прогрессе; в рекламе, плакатах, газетах, афишах, в предметах домашнего обихода, бульварной литературе и прочем составляющем повседневную среду обитания типичного евро-американского обывателя середины XX века. Поп-артисты изымали элементы массовой культуры и помещали их в контекст художественного пространства, создаваемого из них же. Ранние произведения поп-арта выполнялись в техниках коллажа или традиционной живописи с элементами коллажа.

В дальнейшем используемые материалы и техника создания произведений в стиле поп-арт существенно расширяются и усложняются. В традиционную живопись внедряются инородные элементы – обломки гипсовых изображений, фотографии, детали машин. Часто создаются композиции из упаковочного картона и тому подобных материалов. В своих работах поп-артисты стремились уничтожить даже ту иллюзорность, которая существовала в абстрактном полотне, придерживаясь мнения, что картина более реальна, если она
составлена из частей реального мира.

К примеру, самая известная работа художника Роберта Индианы – изображение английского слова «Любовь» (Love), написанного прописными буквами с повёрнутой буквой «о». Впервые это изображение появилось на рождественской открытке в 1964 году, потом было напечатано на почтовой марке, позже выполнено в виде объектов, установленных во многих городах мира. Эта патетическая декламация симв
олизирует одну мысль: необходимо сбросить искусство с пьедестала в обыденный мир. Позже когорту американских поп-артистов пополнили такие художники, как Джим Дайн, Джордж Сегал, Эдвард Кинхольц, Кейт Харинг. Джим Дайн развешивает по верхнему краю пустого холста столярно-слесарные инструменты, слегк
а подкрашенные. Джордж Сегал создаёт пространственные группы из белых гипсовых фигур – муляжей людей в натуральную величину. Эдвард Кинхольц – создатель жутковатых сюрреалистических антропоморфных фигур, собранных из обломков и деталей технических приборов и машин.

В целом можно сказать, поп-арт фактически подвёл черту под традиционными видами изобразительного искусства, доведя их до логического завершения, и открыл путь принципиально новым типам художественных практик. Относиться к этому можно по-разному, но игнорировать работы в стиле поп-арт невозможно, поскольку до сегодняшнего времени они окружают нас повсюду.