Людмила Целиковская. 95 лет со дня рождения

Целиковская

8 сентября Людмиле Целиковской исполнилось бы 95 лет. Одна из самых известных актрис советского кинематографа. Ее лучистая улыбка, покоряющий взгляд, невероятное обаяние, харизма и шарм делали ее любимицей публики. А талант и абсолютный музыкальный слух – любимицей кинорежиссеров. «Целиковскую не надо хвалить – ее надо снимать», так сказал Эйзенштейн об этой актрисе. Она снялась всего в 15 фильмах, но создается впечатление, что их было намного больше! Ее обожали зрители, хотя не очень жаловали критики.

Людмила родилась в музыкальной семье. Отец – дирижер театра оперы и искусствовед, а мать – оперная певица. Людмила, практически с младенчества выучила ноты. Половину своего детства она провела на репетициях в Большом театре. Родители хотели, что бы ее будущее было связано с музыкой, а она не любила фортепьяно. Людмила мечтала быть актрисой!

Во время ее поступления в Щукинское училище было 900 человек на 13 мест. Это был небывалый набор! Целиковская поступила. Шел 1937 год.

Ее зачислили в вахтанговский театр еще до окончания училища. Целиковская начал сниматься в кино.

В фильме «Молодые капитаны» была ее первая роль. Она сыграла пионервожатую Валю. Эта картина не была особо замечена ни зрителем, ни критикой, но благодаря этой картине Целиковскую заметил Константин Юдин, режиссер. Он предложил Людмиле главную роль в своей новой картине, комедии «Сердца четырех». Целиковская сыграла роль Шурочки Мурашовой. Шурочка стала для Целиковской любимой ролью. Очень сильно Шурочка напоминала Людмиле саму себя. У них был одинаковый жизнерадостный характер и одинаковые привычки. Обе любили сладости и не любили математику.

Правда, после Шурочки режиссеры стали предлагать Целиковской однотипные роли. Искренняя молодая героиня, немного легкомысленная и очень обаятельная – вот тот образ, который приписывали Целиковской.

Режиссеры полностью использовали ее внешние данные и умение рассмешить, станцевать, спеть.

В 1943 году Эйзенштейн начинает снимать свою выдающуюся картину «Иван Грозный». 20-летней Целиковской достается роль царицы Анастасии. Очень глубокая, серьезная, драматическая, трагическая роль.

После выхода картины, по мнению критиков, Целиковская с этой ролью не стравилась. Она слишком выделялась среди других актеров своей легкостью и создавалось впечатление, что она недостаточно погружена в весь драматизм материала.

Картина получила Сталинскую премию. Целиковская единственная актриса, которой ее не дали. Стали лично вычеркнул ее фамилию из списка.

После этого инцидента ее, практически сразу, уволили из Вахтанговского театра.

Потом в ее жизни появился Театр на Таганке. Жизнь диссидентского театра закружила Целиковскую. Ее кухня превратилась в штаб-квартиру Таганки.

Целиковской всегда казалось, что она так до конца и не раскрылась ни в кино, ни в театре. Она всегда чувствовала, что могла бы сделать больше. Ей всегда, чего то не хватало.

И одна из ее последних работ стала этому доказательством.

После экранизации пьесы Островского «Лес», в которой Людмила сыграла роль капризной, волевой, напористой барыни Гурмыжской, Целиковская предстала перед всеми в совершенно другой своей грани! Такого никто не ожидал увидеть!