Абстрактный экспрессионизм – «живопись жеста»

Дать чёткое определение такому интересному направлению в живописи, как абстрактный экспрессионизм едва ли представляется возможным. Однако, изучая произведения искусства, написанные в этом жанре, можно проследить, что объединяет их творцов. Спонтанное выражение своего внутреннего мира в хаотических формах, не организованных логическим мышлением – вот общий творческий принцип художников, работающих в этом направлении. Радость, гнев, страсть, тревога, страдание они в самом прямом смысле слова выплёскивают потоками красок на полотно. Можно по-разному относиться к их творчеству, но сам жанр, бесспорно, достоин внимания и изучения.
Предполагается, что сам термин «экспрессионизм» был введён чешским историком искусств Антонином Матейчеком в 1910 году в противоположность термину «импрессионизм». Объясняет он его таким образом: «Экспрессионист желает, превыше всего, выразить себя. Экспрессионист отрицает мгновенное впечатление и строит более сложные психические структуры. Впечатления и умственные образы проходят через человеческую душу как через фильтр, который освобождает их от всего наносного, чтобы открыть их чистую сущность, и объединяются, сгущаются в более общие формы, типы, которые автор пабстрактный экспрессионизмереписывает через простые формулы и символы».
Словосочетание «абстрактный экспрессионизм» впервые появилось в 1919 году на страницах берлинского журнала “Der Sturm” в статье немецкого искусствоведа Э. фон Зюдова. Применялось оно для обозначения некоторых аспектов искусства экспрессионистов. В 1929 году Альфред Барр впервые применил этот термин для характеристики ранних работ Кандинского, который и считается прямым родоначальником данного направления в живописи. И, наконец, 30 марта 1946 года в “New Yorker” Роберт Коатс в статье о выставке в галерее Мортимера Брандта закрепил термин «абстрактный экспрессионизм» за работами конкретной группы художников, написав о художнике Гансе Гофмане: «Он, несомненно, – один из самых бескомпромиссных представителей того, что некоторые люди называют каляко-маляковой школой живописи, а я более почтительно окрестил абстрактным экспрессионизмом».
Это направление впоследствии продолжило начатое Кандинским и сюрреалистами «освобождение» искусства от контроля разума и каких-либо логических законов, от традиционных законов цветовых отношений. Девизом абстрактных экспрессионистов стала формула, сформированная Карлом Рурбергом: «Освобождение от правил, освобождение от формализма, от господства линейки и циркуля, но в первую очередь – освобождение свободно струящегося цвета от доктринерских законов формы».
Само течение возникло в сороковых годах XX века под влиянием идей Андре Бретона. Изначально оно носило название «абстрактный сюрреализм». Главными центрами его зарождения были Париж и США.
В США абстрактный экспрессионизм возник благодаря европейским художникам, поэтам и писателям, нашедшим там убежище от нацизма во время Второй мировой войны. Среди художников, прибывших в Нью-Йорк были Марсель Дюшан, Андре Бретон, Андре Массон, Марк Шагал, Фернан Леже и Пит Мондриан. В их круг сразу вошла целая группа американских художников, заимствовавших у европейских коллег философию творчества, идеи, технику. Например, американский художник Аршиль Горки после знакомства с французским сюрреалистом Андре Бретоном и изучения живописи Хоана Миро увлёкся идеями автоматизма и примитивной символикой Миро. Он стал населять свои полотна абстрагированными фигурами, плавающими в отвлечённом живописном пространстве. Бретон называл их «гибриды».
В послевоенный период США стали претендовать на роль всемирного центра культуры, а Нью-Йорк – мировой столицы искусства. Ставилась задача установления доминирующей роли американского искусства на европейском рынке с целью утверждения мысли о превосходстве американского образа жизни. И в качестве составной его части на европейский художественный рынок продвигали работы американских абстрактных экспрессионистов. Однако нельзя сказать, что усилия США в этом вопросе увенчались полным успехом. Пальма первенства в изобразительном искусстве так и осталась у Франции.
После окончания Второй мировой войны европейское искусство переживает своё возрождение. Вернулись домой многие художники, бежавшие в военные годы от нацизма. Наряду с уже существующими направлениями – такими, как кубизм, сюрреализм и дадаизм, начинают развиваться совершенно новые – Art Brut, лирический абстракционизм и европейский эквивалент абстрактного экспрессионизма – ташизм. Появляется много новых знаменитых имён – Серж Поляков, Жорж Матье, Пьер Сулаж, Жан Дюбюффе, Виейра да Силва, Ив Кляйн. Во многом они не только не уступают американским мастерам абстрактного экспрессионизма, но и во многом превосходят их с художественной точки зрения.
Тем не менее, нельзя отрицать и роли США в развитии и распространении этого направления в живописи. Именно там работали Марк Ротко, Джексон Поллок, Франц Клайн, Филип Гастон и другие. И именно американский художник Джексон Поллок в 1947 году отказался от подрамников и, расстилая холст на полу, беспорядочно набрызгивал на него краску из тюбиков или банок. Такая техника называлась дриппинг, что в переводе с английского означало «капающий». Дриппинг стал одним из методов так называемой «живописи действия», или «живописи жеста». Термин этот был придуман американским критиком Гарольдом Розенбергом в 1952 году.
Живопись действия отрицала традиционно окрашенную поверхность картины – краска накладывалась на бумагу или полотно, как след свободного жеста, произвольного движения руки. Считалось, что бессознательное действие – это отражение характера художника, запечатлённое и выложенное на холст. Этот стиль был широко распространён до начала 60-х годов XX века.
В 50-е годы движение абстрактного экспрессионизма приобрело невиданный размах. Во главе его тогда встали художники Марк Ротко, Джексон Поллок и Виллем де Кунинг. В эти годы абстрактный экспрессионизм становится своего рода международным движением в искусстве, захватывая практически все континенты. Не обошёл он и Советский Союз.
Для молодых советских художников, воспитанных в традициях академической системы и материалистического видения мира, открытие абстракции означало возможность изображения личных переживаний. В своё время американские исследователи позиционировали активное продвижение абстрактного импрессионизма, как «жест освобождения от ценности политической, эстетической, моральной». Молодые живописцы СССР вместе с осмыслением нового для них искусства строили собственные формы сосуществования с властями или противостояния им. Рождался андеграунд, и среди художников-неформалов было широко распространённым обращение к абстрактному искусству.
Первым неформальным художественным объединением периода «оттепели», развившим принципы абстрактного искусства, стала студия «Новая реальность», собравшаяся вокруг Элия Михайловича Белютина. Изначально студия функционировала как курсы повышения квалификации при Горкоме художников-графиков.
На протяжении почти тридцати лет – с конца 1950-х по 1988 год – собственный стиль абстрактного творчества разрабатывал художник Евгений Михнов-Войтенко, уникальный мастер по диапазону использованных методов. Он известен потрясающими экспериментами в области живописи и декоративно-прикладного искусства. Наследие художника включает графику, картины, выполненные в смешанной технике, маслом, пастелью, соусом, нитроэмалью, гуашью, пастерой, а также произведения из дерева, стекла, металла, пенопласта.
1990-е годы подтвердили особенный «русский путь» беспредметного искусства. С точки зрения развития мировой культуры абстракционизм как стилевое направление завершился раньше, но в постперестроечном российском обществе только теперь возникла потребность в более глубоком знакомстве с абстрактным искусством, появилось желание увидеть не бессмысленные пятна, а красоту пластической игры.