Большой фестиваль РНО продолжит концерт из произведений М.Плетнева

1370517894_201306061424548 сентября в Концертном зале имени П.И. Чайковского в 19.00 состоялся концерт Российского национального оркестра (Дирижер Михаил Плетнев), состоящий из следующих частей:

М. Плетнев  (1957)
Концерт для альта с оркестром (1998 год)
Солист МаксимРысанов

Дж. Гершвин (1898 — 1937)
Рапсодия в стиле блюз
для фортепиано с оркестром
Солист Симон Трпчески (Македония)

М. Плетнев
«Джаз-сюита» (2009 год)

Один из ярчайших музыкантов современности, Михаил Плетнев сочетает в себе незаурядные таланты пианиста, дирижера и композитора. Но если исполнительская сторона его творчества хорошо известна во всем мире, то композиторская грань до недавнего времени оставалась в тени. Между тем, искусству композиции музыкант уделял и уделяет значительное внимание. Среди его сочинений – Триптих для симфонического оркестра, Фантазия для скрипки с оркестром, Каприччио для фортепиано с оркестром, Концерт для альта, фортепианные переложения сюит из музыки балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица», а также оригинальная оркестровая версия сюиты из балета «Лебединое озеро» Чайковского.
Российские слушатели смогли познакомиться с произведениями Плетнева на грандиозном авторском концерте, посвященном 50-летию артиста в апреле 2007 года. В многоплановой программе прозвучали сочинения разных жанров для различных составов. В этот вечер многие открыли для себя Плетнева-композитора. Однако с тех пор сочинения Михаила Плетнева практически не звучали в столичных залах.
В рамках Большого фестиваля РНО публике будет представлено два произведения композитора. Впервые в Москве целиком будет исполнен Концерт для альта с оркестром, созданный в 1998 году и посвященный Юрию Башмету. Это тональное сочинение выдержано в традиционном ключе и продолжает классическую линию развития жанра инструментального концерта.
Вторым сочинением, включенным в программу фестивального вечера, стала «Джаз-сюита» — одно из самых исполняемых и популярных произведений автора. Она была написана в декабре 2009 года по заказу Оркестра итальянской Швейцарии (Orchestra della Svizzera Italiana – OSI) специально для выступлений с Михаилом Плетневым. Композитор дал частям названия: «Прелюдия», «Блюз», «Бурлеск» и «Финал». Строгость формы и определение жанра каждой части «Джаз-сюиты» отсылают к барочным и классическим образцам, а общая стилистика – к современной академической традиции, вобравшей в себя, в том числе, и уникальный язык джаза. Мировая премьера состоялась в январе 2010 года в Люцерне. Впоследствии «Джаз-сюита» была исполнена в рамках нескольких зарубежных гастролей Российского национального оркестра, в том числе в рамках американского тура коллектива. В российской столице она прозвучала в концерте, посвященном 20-летию РНО в 2010 году.
Европейская и американская публика была очарована «Джаз-сюитой», и сегодня ее фрагменты оркестр часто исполняет в качества «бисов». Музыкальный обозреватель издания Orange County Register Communications Тимоти Мэнгэн в своей обширной рецензии на концерт РНО в Центре искусств Серритоса уделил «Джаз-сюите» чуть ли не больше внимания, чем исполненной в тот же вечер Девятой симфонии Дмитрия Шостаковича. «На «бис» были сыграны «Бурлеск» и «Финал» из «Джаз-сюиты». Весьма забавное, но не лишенное внутренних подтекстов, приложение к серьезной программе, — отмечал критик. — Это эксцентричные, авантюрного характера миниатюры, в которых оркестр как бы выходит из-под контроля дирижера (например, в большом виртуозном соло контрафагота). Однако после этого все вновь обретает прежнюю невозмутимость, и Плетнев оставляет слушателя в полнейшем недоумении, заставляя вновь и вновь мысленно возвращаться к этой музыке».