Постимпрессионизм – размышление с кистью в руках

modernizm_clip_image006Искусство многогранно, и много в нём есть жанров и направлений, о которых большинство из нас если и слышали, то имеют весьма смутное представление. А между тем, если вникнуть в суть каждого из этих направлений и глубже понять задачи, которые ставили перед собой художники, в нём работающие, нам откроется немало интересного. Рассмотрим же одно из любопытных направлений живописи – постимпрессионизм, историю его возникновения и развития.

Предшествовавшее постимпрессионизму направление – импрессионизм своим названием говорит само за себя (impression (франц.) – впечатление). Импрессионисты стремились изображать сиюминутное впечатление – образно говоря, ловить и удерживать на полотне мгновение, производящее сильное впечатление от чего-либо. Противоположностью им были реалисты, стремящиеся изображать только зримую действительность.

88876201_160640x512Постимпрессионизм, пришедший на смену этим двум направлениям, предлагал нечто новое, запечатлевая в вечности длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни, при этом зачастую прибегая к декоративной стилизации.

Сам термин «постимпрессионизм» ввёл в обиход Роджер Фрай – английский критик, говоря о впечатлении о выставке современного французского искусства, устроенной им в Лондоне в 1910 г. На выставке были представлены работы Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Сёра, Сезанна и других художников. Они и стали впоследствии самыми известными и ярчайшими представителями нового направления.

Но являясь логическим продолжением импрессионизма, постимпрессионизм имел множество отличий от него. В импрессионизме е
сть объяснение метода работы художников. Наблюдая реальность, они фиксировали впечатления от увиденного. Импрессионисты – это группа художников, которые имели единые, вполне определённые цели и задачи, это официальное объединение французских живописцев.

Постимпрессионизм же – понятие условное. В 1886 году прошла последняя выставка импрессионистов, выявившая кризис направления. В ней уже не участвовали ни Моне, ни Ренуар – самые яркие представители импрессионизма. На этой выставке тон задавал Эдгар Дега с серией изображений женщин, совершающих туалет. Также среди участников был Писарро и последователи импрессионистов. К остальным художникам пришёл успех, они не могли участвовать в двух выставках одновременно. Это было первоначальным условием объединения импрессионистов. Таким образом, импрессионизм завершил XIX век, оставшись крупнейшим направлением живописи того времени.

0-cezanne-paul-0684xКак уже упоминалось, новые течения в живописи объединяло неприятие эстетики импрессионизма и реализма. Художники-постимпрессионисты стремились передавать в своих произведениях не сиюминутное, а характерное и сущностное. Главная роль в определении творческого метода постимпрессионизма принадлежала П. Сезанну, В. Ван Гогу и П. Гогену. Каждый из этих мастеров работал самостоятельно и искал свой путь в искусстве. Они не входили в единую группу, и объединяло их то, что основой их творческих поисков был импрессионизм. Почти все они начинали свой путь в искусстве в русле этого течения, использовав открытия импрессионистов в области цвета, композиции, техники живописи и т. д. В творчестве постимпрессионистов сохранялось жизнеподобие образов, от которого позже отказались многие мастера авангарда XX века.

Главное отличие постимпрессионистов от их предшественников заключалось в том, что они отвергали метод сугубо зрительного наблюдения и изображали лишь поверхность явлений жизни. Например, Поль Гоген использовал распространённое сравнение искусства с зеркалом, утверждая, что в его произведениях отражается не внешний вид изображаемых фигур и предметов, а духовное состояние художника. А Поль Сезанн назвал своё искусство «размышлением с кистью в руках». Целью искусства стало не подражание природе, а самовыражение. Постимпрессионисты хотели вернуть искусству то, от чего отказались импрессионисты – содержание, размышление. Они стремились восстановить связь с художественными традициями прошлого, в том числе классическими. По сути, каждый из них стремился по-своему переработать импрессионизм, восполнив в нём то, чего ему, как они считали, не хватало. В творчестве Поля Сезанна одной из главных задач было построение продуманной целостной композиции. В своих поисках он опирался на классическое наследие, творчество Н. Пуссена и О. Д. Энгра и не ограничивался изображением только лишь современной жизни, часто обращаясь к темам и образам классического искусства. Он геометризировал форму изображаемых предметов и фигур, делая их структуру однородной. Сезанн вернул фигурам и телам весомость, объёмность и материальность, утраченную импрессионистами. Он утверждал, что работает не с натуры, а «параллельно натуре».

8b6240ae0963Ван Гог стремился выразить своё отношение к изображаемому им с помощью цветовых созвучий. Например, ночное кафе в его глазах – место, «где можно сойти с ума», или «совершить преступление». Пейзажи этого художника подобны душе человека – в них также происходит «столкновение страстей»: скалы содрогаются, а деревья взывают о помощи. Цвет у него становится главным выразителем эмоций. Ван Гог утверждал, что есть цвета, которые «любят» или «ненавидят» друг друга, поэтому их контраст или гармония способны выразить разнообразные состояния художника. Также художник мог передавать в картинах своё настроение и душевное состояние мазками – иногда резкими, отрывистыми, заострёнными, а иногда – закруглёнными, ритмически повторяющимися.

Ещё дальше ушёл от импрессионистов Гоген. Он хотел обратиться в своём искусстве к темам вечным, вневременным. Его привлекало искусство первобытности, Востока. Он говорил, что изображает не реальную жизнь, а свои мечты о ней. Живопись Гогена похожа на мир чуда, сказки – синие стволы деревьев, красная земля, жёлтое небо. Его художественный язык становится откровенно условным. Если у Ван Гога цвет эмоционален, то у Гогена – декоративен.

Использовав в полной мере достижения импрессионистов, их последователи – постимпрессионисты перешагнули тот рубеж, перед которым остановились их предшественники. Сохраняя жизнеподобие в своём творчестве, каждый из них, тем не менее, преступил непреложный принцип традиционной художественной системы «подражания природе». Предметы, изображаемые ими, несмотря на внешнее сходство с реальными предметами, не тождественны им. Он
и существуют в условном мире искусства, где художник преображает их. Выразителем индивидуальности, чувств и мыслей художника становятся цвет, линии и формы. В отрицании догм, форм и канонов академического искусства постимпрессионисты зашли дальше импрессионистов, однако оба направления неотделимы одно от другого. Это две фазы периода разложения традиционной академической системы и перехода к искусству XX века.