«Вместе без санкций»: Шалом и ЦДР — на одной сцене

IMG_4494

В то время, как политики рвут отношения и грозят друг другу очередными санкциями, два московских театра объявили о совместном открытии сезона. «Мы вместе и без каких-либо санкций» — шутливо комментируют свой союз руководители еврейского театра Шалом и Центра драматургии и режиссуры (ЦДР).

Площадкой, на которой временно будут играть оба театра, станет сцена ЦДР на Соколе (Ленинградский проспект, 71), которая открывается после семилетнего перерыва в ее работе. 10 сентября в день открытия сезона театр Шалом и ЦДР проведут здесь совместный концерт со злободневным названием — «Вместе без санкций».

Напомним, что помещение театра Шалом на Варшавке находится в данный момент на капитальном ремонте, что и привело к временному объединению двух театров на одной площадке.

 

Московский еврейский театр «Шалом» — московский театр, существующий с лета 1986 года. Вначале носил название Московский еврейский драматический театр—студия и был правопреемником Московского еврейского драматического ансамбля.

В 1962 году при Москонцерте был создан Московский еврейский драматический ансамбль (МЕДА). В первом составе ансамбля были трое актёров закрытого в 1949 Московского государственного еврейского театра: Биньомин (Вениамин) Шварцер, Соня Биник и А. Коган[2], а также Лея Колина, Зиновий Шульман, С. Лещинская. Художественным руководителем ансамбля стал Биньомин Шварцер. В 1973 году был поставлен спектакль «Заколдованный портной» по повести Шалом Алейхема (художник Григорий Перкель, композитор Евгений Рохлин). Спектакль высоко оценило театральное общество, «Заколдованный портной» входил в репертуар МЕДА в течение восьми лет.

Летом 1986 МЕДА был преобразован в Московский еврейский драматический театр-студию и впервые после ликвидации еврейских культурных институтов получил постоянное помещение. Раньше это помещение в здании на Варшавском шоссе занимал кинотеатр «Луч».[3] На тот момент руководителем актёрского коллектива был Яков Губенко (назначен в 1980 как руководитель МЕДА).

В конце 1987 года художественным руководителем театра стал Александр Левенбук. Театру было присвоено новое название: Московский еврейский театр «Шалом». Тогда же русский язык окончательно стал главным языком на сцене, а инструментальный ансамбль вышел из состава театра.

 

Идея создания Центра драматургии и режиссуры принадлежит двум известным российским драматургам — Алексею Казанцеву и Михаилу Рощину. Она возникла в конце 90-х годов, когда в театральном мире остро ощущалось отсутствие нового поколения режиссеров, драматургов, актеров. А. Казанцев и М. Рощин организовали свой Центр для того, чтобы дать возможность молодым театральным деятелям проявить себя, реализовать свои замыслы. Центр Драматургии и Режиссуры открыл свой первый сезон 7 декабря 1998 года спектаклем «Юдифь» по пьесе молодого московского драматурга Елены Исаевой (режиссер Вадим Данцигер), и сразу вошел в театральную жизнь столицы как «открытое пространство» для новых театральных идей.

Центр Драматургиии Режиссуры является принципиально некоммерческой организацией. Художественный руководитель Центра Алексей Казанцев (1945—2007) был убеждён, что «русский театр и коммерция — несовместимы». Центр не ставит своей целью достижение коммерческих результатов, что даёт абсолютную свободу выбора и независимость при решении художественных задач. У Центра нет собственной труппы, но существует группа режиссёров и артистов, сотрудничающих с Центром на постоянной основе. Многие ныне известные молодые актёры сыграли свои первые значительные роли в спектаклях Центра. При отсутствии бюджетного финансирования (до марта 2003 года) и собственного здания, в Центре было создано около 25-ти спектаклей, велась и ведется активная прокатная деятельность — 10-12 названий в месяц.