В мире странствующих комедиантов. Пабло Пикассо (1881 – 1973)

Арлекин и его подружка (Странствующие комедианты) 1901 г.
Арлекин и его подружка (Странствующие комедианты) 1901 г.

Родился Пабло Руис Пикассо в Малаге, что на юге Испании. Пабло Диего Хосе Франсиско де Пауле Хуан Непомусено Кристин Кристианиано де ла Сантма Тринидат Пикассо – вот его полное имя. Он получал образование сначала в барселонской художественной школе, потом в академии Сан-Фернандо и Мадриде. Уже тогда будущий юный гений решил покорить Париж. Впервые он посетил этот прекрасный город в 1901 году и после этого основательно сократил свое имя, взяв при этом фамилию своей матери – Пикассо. И в этот момент Пикассо начал свой путь к мировой славе.

Одной из центральных тем для художников были странствующие комедиант. Еще с конца 18 века к ней обращались как музыканты, поэты так и живописцы. Сложная, а порой и исполненная трагизма жизнь актеров путешественников была запечатлена в поэзии Бодлера и Верлена, в картинах Тулуз-Лотрека, Делакруа и Сезанна. В 20 веке в России к этой теме обращались композитор Стравинский, Блок в своих стихотворениях, писатель Куприн, а так же художники Марк Шагал, Сомов и Бенуа. В западных странах эти образы использовали поэт Гийом Аполлинер, в живописи Дерен и Дюфи и многие-многие другие.

 

 

Авиньонские девици. 1906-1907 гг.
Авиньонские девици. 1906-1907 гг.

«АВИНЬОНСКИЕ ДЕВИЦИ»

Эта картина просто огромна – почти шесть квадратных метров. Она и стала ключевой во всем творчестве Пабло Пикассо. В этом произведении художник отказался от традиционного изображения фигуры человека и окружения. Фигура присевшей женщины на первом плане искажена, потому что изображена одновременно и спереди и сзади. Зритель может наблюдать то, что видел художник, обходя вокруг натуры. Это были первые шаги к зарождению нового стиля в двадцатом веке – кубизма. В своих начинаниях Пикассо ориентировался на теории Сезанна и отталкивался от африканских примитивов. Он пытался изобразить предмет с разных точек зрения и поэтому свел его до простых геометрических форм.

 

Как всем известно, искусствоведы поделили творчество Пикассо на два периода с романтическими названиями: голубой (1901-1904 г.г) и розовый» (1905-1906 г.г). Тема странствующих актеров проходит через оба эти периода и продолжается в кубизме, а так же в так называемом классическом периоде. Одиночество героев его картин отражает трагедию творческого человека, живущего во враждебном непонимающем мире. Пытаясь, познакомится с бытом комедиантов, он посещал цирк и различные уличные представления. сохранилось множество работ художника на тему уличных артистов, это акварель и гуашь, рисунки и офорты.

Девочка на шаре. 1905 г.
Девочка на шаре. 1905 г.

Лучшей в «розовом» периоде считается «Девочка на шаре». Зритель может наблюдать репетицию нового циркового номера, который приобрел некую загадочность и таинственность. Хрупкая улыбающаяся гимнастка и печальный атлет – сопоставления юности и зрелости. Неустойчивый шар, на котором балансирует девочка и неподвижный массивный куб, с восседающим атлетом, застывшим в своей задумчивости. Некоторые искусствоведы утверждают, что шар и куб иллюстрируют латинскую поговорку: «сиденье фортуны круглое – сиденье доблести квадратное. Возможно, к этому привели мысли друга художника поэта и знатока классической литературы – Аполлинера. По канонам классической литературы доблесть олицетворяла волю, разум и достоинство человека, ну а фортуна – внешние силы, такие как судьба, рок или случай. Но герои, изображенные Пикассо могли стать любых философских идей, которые вкладывал в них художник.

Две фигуры – девочка, так легко балансирующая на шаре и атлет, грузный и неподвижный на своем кубе – это ведущая тема «розового» периода Пикассо. Дружба и духовная сплоченность людей, которых сблизил общий труд.   На переднем плане атлет, как будто бы оберегает юную и хрупкую девочку от всего мира. Пустынный пейзаж с пасущейся лошадью и женщиной с детьми добавляют ощущения отчужденности. Жизнь бродячих актеров наполнена риском и единственный шанс выжить – заботиться друг друге. Все, что художник может сопоставить человеческой жесткости, любовь и надежда, переданные в розовых тонах.