Минская школа фотографии. 1960–2000

221

21 августа в Выставочном зале Парадного корпуса в 18:00 состоялось открытие выставки «Минская школа фотографии. 1960е – 2000е гг.», представляемая РОСФОТО. Она продлится до 28 сентября 2014 года пройдет.

Организаторы выставки считают, что именно этот период с 1960-ых по 2000-е важен для понимания зрителем развития советской и белоруской фотографии конца XX – начала XXI века.

Для выставки из фонда РОСФОТО были отобраны 150 работ лучших 20-ти белорусских фотографов: Марии Боне, Виктора Бутра, Андрея Воскресенского, Михаила Гаруса, Екатерины Гуртовой, Анатолия Дудкина, Михаила Жилинского, Виктора Журавкова, Виктора Каленика, Сергея Кожемякина, Евгения Козюли, Андрея Колесникова, Даниила Парнюка, Владимира Парфенка, Игоря Пешехонова, Игоря Савченко, Алексея Труфанова, Александра Угляница, Альберта Цехановича, Владимира Шахлевича.

222К сожалению, некоторых фотографов «старой школы» уже нет в живых, что делает их проекты завершенными, а оттого их можно анализировать целостно, без допущений на изменение и продолжение. Фотографам, работы которых выбрали для выставки, пришлось работать в очень сложное время, сразу после Второй мировой войны, Минск как раз стал центром фотографии.

В 1950-е гг. рядом с репортажной фотографией начало активно набирать обороты любительское фото-движение. В 1960 был открыт первый в Белоруссии и один из первых в СССР фотоклуб под названием «Мiнск». А в 1970-е гг художественная белорусская фотография была признана в масштабах СССР. Благодаря усилиям участников фотоклуба в Советском Союзе стал проводиться один из немногих регулярных международных фотофестивалей – «Фотографика».

На выставке история этого времени представлена классическими фотографиями авторства Виктора Бутры, Анатолия Дудкина, Михаила Жилинского, Евгения Козюли.

Уже в 1980-е гг в клубе были организованы образовательные студии. Благодаря им фотографам удалось преодолеть творческий застой, связанный с культурной ситуацией всего Советского Союза, а так же был сформирован круг авторов, которые к началу 1990-х гг. вывели белорусскую фотографию на международную арену.

После этого западные кураторы назвали творческую деятельность минских фотографов термином «Минская школа фотографии».

Было подмечено, что получившие мировую известность фотографии авторства Сергея Кожемякина, Владимира Парфенка, Игоря Савченко и других фотографов схожи в своей эстетичности, а также перекличка размышлений как о белорусской и советской истории, так и о медийных возможностях фотографии.

На выставке так же представлены и современные фотографии: «Со-творение» Даниила Парнюка, портретной серией «Спустя две минуты» Андрея Колесникова, серией работ Андрея Воскресенского, выполненных в альтернативной технике печати – гуммиарабике. Эти фотосерии, созданные в 2000-е гг и сегодня вновь позволяют говорить об уникальности Минской школы фотографии, которая может смело соперничать с международной университетской школой фотографии.