Тайна картин эпохи Возрождения раскрыта. Продолжение 2

На то время живопись была очень высокооплачиваемой, и конечно же, художникам было выгоднее чтобы все их секреты хранились в строжайшей тайне. Этот бизнес был закрыт для посторонних – художники организовывали целые гильдии, в них же состояли все участники тайны: от тех, кто делал седла, до изготовителей зеркал.

Первой гильдией принято считать Гильдию Святого Луки (Guild of Saint Luke), основанную в Антверпене. Впервые она была упомянута в 1382 году. Позже подобные гильдии открывались во многих северных городах. Одной из самых крупных была гильдия городе Брюгге – это город, в котором жил Ян Ван Эйк.

Таким образом, Хокни воссоздал способ, которым можно было нарисовать люстру с картины Ван Эйка. Люстра, которую Хокни спроецировал на холст, полностью соответствовала размерам люстры на картине «Портрет Четы Арнольфини». И блики на металле сыграли свою роль – на спроецированном изображении они не меняют своего положения, когда двигается художник.

renessass_13Но это было еще не полным решением проблемы – до того времени как появилась качественная оптика, которая требовалась для использования камеры-обскуры, осталось сто лет. Размеры проекции, которая получалась при помощи зеркала, были очень малы. Какие методы использовали, чтобы изображения были больше тридцати сантиметров? Их создавали по способу коллажа: брали несколько точек зрения и получали как будто шарообразное зрение с большим количеством точек зрения. Хокни и сам занимался подобными картинами, поэтому и понял, в чем заключался секрет. Он создавал много фото-коллажей, где достигал точно такого же эффекта.

Прошел почти век, до того момента как в 1500-х появилась возможность качественно обработать стекло. Появились большие линзы, которые можно было вставить в камеру-обскуру. Принцип ее действия знали еще с древних времен. Камера-обскура с линзой стала переворотом в мире визуального искусства, теперь можно было создавать проекции любого размера. И само изображение теперь стало не «широкоугольным», а нормальных размеров, примерно такое, как сегодняшняя фотография, с линзой и с фокусного расстояния 35-50мм.

renessass_14 Но при использовании камеры-обскуры с линзой прямая проекция изображении будет зеркальной. Так на картинах эпохи Ренессанс практически все люди были левшами. По крайней мере, когда художники только начали пользоваться оптическими приспособлениями. Как, например, на картине, написанной в 1600-х из музея Франса Халса, где изображена танцующая пара и они оба левши. И пальцем им грозит старик – тоже левша, и под платье женщине заглядывает леворукая обезьяна. Все персонажи этой картины по случайности оказались левшами. Проблему можно решить установкой зеркала, которое нужно было направить линзу и таким образом получить уже правильную проекцию. Но, скорее всего, хорошее большое зеркало с ровной поверхностью стоило дорого, не каждый художник мог его себе позволить. Но еще загвоздка была в фокусировке. Некоторые части изображения при одном положении холста под лучами проекции были не в фокусе, не четкими. В работах Яна Вермеера совершенно очевидно использования оптической аппаратуры. Его картины очень похожи на фотографии, на них даже можно заметить места не в «фокусе». Видно даже рисунок, который делает линза, так называемое «боке». renessass_15Возьмем для примера картину «Молочница» (1658): корзинка с хлебом и синяя вазочка нарисованы, будто не в фокусе. А человеческий глаз не может видеть «не в фокусе».

Совсем неудивительно, что добрым другом художника был ученый и микробиолог Антоний Филлипс ван Левенгук, который создал собственные уникальные микроскопы и линзы. После смерти Яна Вермеера ученый стал его посмертным распорядителем. Вполне возможно, что на полотнах Вермеера «Географ» и «Астроном» изображен именно друг художника. Чтобы тот фрагмент, который не в фокусе, было четко видно, нужно поменять положение холста под лучами проекции. renessass_16Но тогда в пропорциях появлялись ошибки. Приведем такие примеры: слишком большее плечо «Антеи» Пармиджанино (около 1537), непропорционально маленькая голова «леди Дженовезе» Антониса Ван Дейка (1626), огромные ноги крестьянина на картине Жоржа де Ла Тура.