Тайна картин эпохи Возрождения раскрыта

renessassЛюбой человек, интересующийся искусством, знает, что на сломе XIV и XV веков произошел резкий переворот – в живопись ворвалось такое направление, как Ренессанс. Примерно после 1420-х годов уровень изобразительного искусства значительно поднялся. Возникает вопрос: каким образом картины стали настолько реалистичнее и детальнее чем раньше, изображения стали приобретать свет и объем? Долгое время об этом никто даже не думал. До того момента, когда Дэвид Хокни с помощью лупы не стал разглядывать работы Жана Огюста Доминика Энгра (Jean Auguste Dominique Ingres) — лидера французской академической школы 19 века. Хокни хотелось увеличить небольшие рисунки художника, чтобы посмотреть на них большем размере. Для этого он увеличивал их на ксероксе. Таким образом, сам того не ожидая, Дэвид Хокни раскрыл тайную сторону живописи эпохи Ренессанс. Рисунки Энгра были малы, примерно 30 сантиметров, сделав увеличенные ксерокопии, Дэвид был поражен их реалистичностью. Также ему показалось, что линии в рисунках Доминика Энгра напоминают ему работы Уорхола. Уорхол в свою очередь практиковал проецирование фото на холст, после чего обрисовывал контуры.

Слева вы можете увидеть деталь рисунка Энгра, а справа - рисунок Мао Цзедуна Уорхола.
Слева вы можете увидеть деталь рисунка Энгра, а справа — рисунок Мао Цзедуна Уорхола.

Хокни установил, что, скорее всего, Энгр пользовался Camera Lucida. Это конструкция с призмой, которую можно прикрепить к планшету на стойке. Выходит, что художник одним глазом, смотря на холст, видит реальное изображение, а другим – собственно свой холст и руку. Таким образом, получаем оптическую иллюзию, которая позволяет с точностью переносить на бумагу реальные пропорции. Что и являлось причиной такого реалистичного изображения.

 

Рисование портрета при помощи камеры-люциды, 1807 г.
Рисование портрета при помощи камеры-люциды, 1807 г.

 

 

Дэвида Хокни серьезно заинтересовали картины созданные способом проецирования.Вместе со своей командой он развесил на стенах студии репродукции сотен картин, которые были созданы на протяжении нескольких веков. Работы, которые выглядели реалистично и не очень. Он систематизировал их по времени написания и регионам, расположив север вверху, юг внизу.

Хокни и его команда увидели резкий прелом в картинах на рубеже XIV и XV веков. Это был как раз период Ренессанса – золотое время для живописи. Возможно, художники пользовались этой самой камерой-люцидой. Она была запатентована Вильямом Хайдом Волластоном только в 1807 году. Но подобное устройство описывал Йоханес Кеплер еще в 1611 году в своей работе Dioptrice.

renessass_04 Скорее всего, тогда они пользовались немного другим оптическим устройством — камерой-обскурой. Она как раз была известна еще со времен Аристотеля. Этот прибор представлял собой темную комнату, в которую через небольшое отверстие попадал свет. Таким образом, в темной комнате получалась проекция того, что находилось перед этим отверстием, но изображение было перевернутым. То изображение, которое получали при проекции камерой-обскурой без линзы, было совсем некачественное и нечеткое. Для него требовалось очень много света , не говоря уже о размерах проекции. Качественную линзу удалось изготовить только в XVI веке, так как до этого времени еще не существовало способа получить качественное стекло.