Ромуальдас Пожерскис и его «Литовские паломничества»

cf871e87bfac8d1

Серия фотографий «Литовские паломничества» одна из самых впечатляющих у Ромуальдаса Пожерскиса. Она состоит из двух частей: одна – это сельские праздники, другая – католические.

Фотограф очень долго не публиковал и вообще никому не показывал свои произведения. Работая в тени, он обеспечивал себе относительную безопасность. Помимо внешних преград были еще и внутренние. Как рассказывает сам Ромуальдас: «Во время молитвы человек уединяется со своими переживаниями, а фотограф так или иначе вторгается в это уединение. Поэтому чтобы сделать снимок, мне необходимо было получить негласное разрешение молящихся на съемку. Это мог быть просто кивок головой или одобряющее выражение глаз. Вот это молчаливое разрешение отбирало уйму сил. И хотя я ни к кому в церкви не приближался, снимал широкоугольником издалека, в машину после съемки я садился практически без сил. Полчаса, а то и час не мог ее завести».

 

pozherskis_30Во второй части на фотографиях запечатлены сельские праздники или просто посиделки в теплом дружественном или семейном кругу. К сожалению, на сегодняшний день они исчезли из жизни литовцев. «Раньше люди выходили из храма, садились на траву перекусить, пропустить по рюмочке за языческих (крестьянских) богов. Это были фантастические картины: гуляющие дети, кони, крестьяне, раскинувшиеся на траве. После крестьяне седлали коней и уезжали. Как только кони исчезли, исчезли и трапезы. Теперь все намного прозаичней, люди молча расходятся и уезжают на своих машинах», — говорит Ромуальдас Пожерскис.

c1e9de86dd0beb5Серия полностью была окончена в 1988 году, когда католические праздники стали достоянием официальных СМИ. Тогда же фотограф стал заниматься съемкой политических выступлений, митингов и выхода российского контингента войск из Литвы. Пожерскис говорит: «Католические праздники были в каком-то смысле молчаливым противостоянием системе, как только люди смогли выступать открыто, они вышли на митинги. Оба эти периода были мне интересны, просто это были разные страницы истории. Сейчас это можно понимать буквально, ведь мои фотографии уже появились в школьных учебниках. В этом есть большой смысл».