«Слава, подобная звукам фанфар» – Интересные факты из жизни Александра Дюма

24 июля исполнится 212 лет со дня рождения Александра Дюма-отца – автора «Трёх мушкетёров» и ещё многих известных нам с юности романов. Мало есть имён, более известных миру, чем имя Дюма. Его книги сразу же после их выхода читали в разных фактами.  

Александр Д730ка Марии Лабурэ. Так же как и известный русский поэт А. С. Пушкин, Дюма имел африканские корни, ибо являлся внуком чернокожей невольницы и маркиза. Но если Пушкин был на восьмую часть африканцем, то Дюма – на четвёртую, причём их предки происходили из соседних районов Франции.

Дед будущего писателя по отцовской линии – бывший полковник и генеральный комиссар артиллерии, потомок нормандского дворянского рода и маркиз милостью короля, путешествовал по Сан-Доминго, и там в 1762 году чернокожая рабыня родила ему сына. Нарекли его Тома-Александр. Согласно обычаю французские плантаторы-дворяне, возвращаясь на родину, сыновей брали с собой, а дочерей оставляли304020720_tonnel на островах.

Так восемнадцатилетний мулат оказался в Париже. Его необычная экзотическая красота привлекала женское внимание, к тому же юноша поражал всех своей силой. Многие черты отца позже перенял и его знаменитый сын.

Маркиз был крайне скуп и не очень-то баловал сына. В конце концов, доведённый до крайности молодой человек завербовался в королевскую гвардию простым солдатом под фамилией Дюма. В годы революции карьеру делали быстро, и в 1792 году он уже стал подполковником, а вскоре женился на Мари-Луизе Лабурэ, девушке серьёзной и добродетельной. В сентябре 1793 года отца будущего писателя произвели в дивизионные генералы.

Юный Александр провёл детство в материально стеснённых условиях. Армейская служба бросала его отца из конца в конец, он успел отслужить в армии Бонапарта, сопровождал его в египетском походе, побывал в тюрьме Неаполитанского королевства, откуда вышел полупарализованным калекой. Разумеется, о дальнейшей его службе речи быть не могло.

В годы отрочества и юности Александра положение семьи никак не улучшилось. После смерти отца не осталось даже маленького наследства. Для юного Александра не могли даже добиться стипендии в лицее или в военной школе. Читать и писать мальчика учили мать и сестра, но в арифметике он никогда не смог пойти дальше умножения. Зато ещё в раннем детстве у него выработался отличный почерк – чёткий, аккуратный, щедро украшенный завитушками, что потом поможет ему зарабатывать на пропитание. Мать попыталась, было, учить его музыке, но оказалось, что мальчик начисто лишён слуха. Зато он научился танцевать, фехтовать и стрелять – и делал всё это отлично.

Во время кратковременной поездки в Париж, Дюма решает, что только там он может сделать карьеру. Не долго думая, он переехал во французскую столицу и поступил на работу в канцелярию герцога Орлеанского. Столичная жизнь открыла перед ним новые возможности. Прежде всего, он убедился в том, что ему необходимо учиться. Он уже успел заметить, что его невежество поражает всех, но при этом отмечали его гибкий ум. Служба для него была лишь источником для существования, главное же внимание Дюма уделяет занятием литературой, общению с известными писателями и драматургами. В 1829 году он написал историческую драму «Генрих III и его двор», успех которой был ошеломительным. Пьеса выдержала тридцать восемь представлений и делала отличные сборы. Так в двадцать семь лет Дюма, только недавно приехавший из провинции, без положения, протекции, денег и образования, стал знаменит. В дальнейшем репертуар французских театров на многие годы обогащался за счёт его пьес.

Впоследствии у Дюма возник замысел воспроизвести историю Франции XV-XIX веков в целой серии книг. Первым проческие персонажи. Но, чтобы заинтересовать публику жизнью сильных мира сего, надо было показать, что под придворными нарядами таятся те же страсти, что и у простых смертных. В этом Дюма не имел себе равных. При этом он не был ни эрудитом, ни историком. Он любил историю, но не очень уважал её. «Что такое история? – говорил он. – Это гвоздь, на который я вешаю свои романы».

Прошли годы, а романами Александра Дюма продолжают зачитываться до сих пор, многие из них были экранизированы. Великий французский писатель Виктор Гюго сказал о своём знаменитом современнике: «В наш век никто не пользовался такой популярностью, как Александр Дюма; его успех – больше чем успех, – это триумф. Его слава гремит подобно трубным звукам фанфар. Александр Дюма не только имя французское, но и европейское; более того – имя мировое». И это, пожалуй, не преувеличение.