В мастерской по реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника возвращают к жизни утраченные шедевры

e2a16779c8f7b61f976e46102bd82a4a

Начала работу Летняя школа реставрации монументальной живописи, которая находится в Новгородском музее-заповеднике. Слушатели посетили реставрационную мастерскую музея, которая была создана более десяти лет назад с помощью Татьяны Анатольевны Ромашкевич. Основное направление работы — фрагменты Нередицких фресок (систематизация, обработка, реставрация, подборка, монтаж с последующей установкой на стену храма – так была смонтирована собранная часть «Ктиторской композиции»). Эта же мастерская обрабатывает и систематизирует всю археологическую часть руинированных фрагментов, хранящихся в фонде музея.

Т.А. Ромашкевич — художник-реставратор Новгородского музея-заповедника, руководитель реставрацией живописи церкви Спаса Преображения на Нередице с 1985 г. Храм был возведен в 1198 году по указу новгородского князя Ярослава Владимировича, внука Мстислава Великого, при непосредственном участии новгородского архиепископа Мартирия. Исполненная в 1199 году фресковая роспись церкви Спаса до своего уничтожения в 1941-1943 гг. была наиболее значимым памятником новгородской монументальной живописи XII века. Все стены, столбы, своды, арки и купол храма были покрыты отлично сохранившимися фресками. Этот памятник из-за своей сохранности давал понятие декоративной системы росписи в целом, без помощи теоретических реконструкций и домыслов.

Артиллерийские обстрелы 1941-1943 годов превратили церковь Спаса на Нередице в руину. Всемирно известная фресковая живопись уцелела лишь жалкими фрагментами. В послевоенные годы по старым чертежам удалось восстановить разрушенные верхние части стен, своды и купол. А первые фрагменты разрушенной живописи обнаружили уже с 1944 года.

С 1985 по 1991 годы при понижении грунта вокруг памятника из отвалов строительного мусора было извлечено много фресок. Т.А. Ромашкевич непосредственно занималась разработкой методики реставрации руинированной живописи, систематизацией и подборкой ее фрагментов. В результате этой работы стало возможным возвращение в 2008 году в интерьер восстановленного памятника знаменитой ктиторской композиции площадью около 2,5 квадратных метров. Всего размер фресковой живописи, выполненной неизвестным автором, составляла около 300 квадратных метров.

Источник: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник