«Град велик и мног людьми» – 500 лет со времени присоединения Смоленска к Москве

2014 год знаменателен для древнего русского города Смоленска. Ровно 500 лет прошло со времени присоединения его к Москве – произошло это в 1514 году. Кроме того, в этом году исполняется 1150 лет со времени первого письменного упоминания города Смоленска.

1(9)
История Смоленска уходит далеко вглубь веков. Ещё в 863 году, в Устюжском летописном своде, где впервые упоминается этот город, он уже был назван «град велик и мног людьми», расположенный на большом торговом пути «из варяг в греки». Первоначально Смоленск был большим центром обитавшего здесь племени кривичей. Вероятно, располагался он тогда на 10 км западнее, в районе современного села Гнездово – археологи раскопали здесь знаменитые Гнездовские курганы, насыпанные в IX-XI веках.
Происхождение названия города исследователи чаще всего привязывают к слову «смола». И это не случайно – смолу гнали местные жители и продавали для ремонта судов, ходивших здесь по торговому пути. В некоторых источниках можно встретить упоминание более раннего названия поселения – Смоленец.
Христианство в Смоленск пришло в 1013 году, а спустя почти сто лет – в 1101 году, на Соборной горе по повелению Владимира Мономаха был заложен первый каменный храм. Известно также, что в 1015 году под Смоленском в бухте реки Смядыни – притоки Днепра – людьми, подосланными Святополком Окаянным был убит муромский князь Глеб. Он стал одним из первых русских святых. На месте его убиения был вырыт колодец, впоследствии славившийся своей чудотворной силой. В первой половине XII века на этом месте был основан Борисоглебский монастырь.
С постройки Мономахова собора начинается каменное зодчество Смоленского княжества. После распада Киевской Руси в 1132 году и сорокалетнего перерыва строительная деятельность в княжестве возобновилась, первоначально благодаря пришлым зодчим из Киева или Чернигова.
С возведения Свирской церкви в княжеской резиденции на Смядыни начинается самобытный период в истории смоленского зодчества, связанный, по-видимому, с приездом полоцких мастеров. Они принесли с собой непривычную для византийской традиции столпообразную форму храма, по-готически устремлённого ввысь.
В конце XII века Смоленск по масштабу строительных работ занимал первое место среди столиц русских княжеств. Раскопки обнаружили не менее полутора десятков памятников, от которых сохранились либо нижние части стен, либо одни фундаменты. Не менее чем на половину высоты уцелели только три памятника смоленского зодчества: помимо храма на Смядыни это более ранние церкви Петропавловская и Богословская. Интересно, что в других центрах княжества, помимо Смоленского, каменного строительства не велось – по крайней мере, следов его не обнаружено.
Каменное строительство в Смоленске прервалось страшным мором 1230-х годов, за которым последовало татаро-монгольское нашествие. В 1238 году к городу подошли войска хана Батыя, но взять его не смогли – смоляне отбили нападение. Но не исключено, что если бы развитие «высотной» архитектуры не было прервано ордынским вторжением, то Русь узнала бы нечто родственное готике. По крайней мере, в храмах башенного типа присутствуют готические элементы.
В наши дни Смоленск – это областной центр, не самый большой, но очень красивый. Несмотря на все разрушения и войны здесь сохранились дух и красота древнего города – чудом уцелевшие домонгольские храмы, множество музеев и причудливо изгибающиеся улочки, взбирающиеся на холмы над Днепром. Здесь стараются помнить всех – военные мемориалы соседствуют с памятниками композитору Глинке, скульпторам Микешину и Коненкову. Здесь рядом, на сравнительно небольшом пространстве, опоясанном старинной крепостной стеной, находится более тысячи лет истории.