Шарль Бодлер и его «Цветы зла» – жажда красоты и вызов нравственности

Sharl_Bodler__Tsvety_zla25 июня исполнится 157 лет со дня выхода книги французского поэта Шарля Бодлера «Цветы зла». Первое издание вышло в 1857 году и стало предтечей декадентства в литературе.
Шарль Бодлер родился 9 апреля 1821 года в Париже. Отец его, Франсуа Бодлер, был выходцем из крестьян, но в эпоху Наполеона стал сенатором. Кроме того он был художником и с раннего возраста прививал сыну любовь к искусству – водил по галереям и музеям, знакомил со своими друзьями-художниками. Но длилось это недолго – уже в шестилетнем возрасте Шарль потерял отца, а год спустя его мать снова вышла замуж. Отношения с отчимом, генералом Опиком, у мальчика не сложились. Замужество матери впоследствии наложило тяжёлый отпечаток на характер Шарля, в юности он часто совершал шокирующие общество поступки в пику матери и отчиму.
Первые стихи Бодлера – «Даме креолке», «Дон Жуан в аду», «Малабарской девушке» – были напечатаны в 1843-1844 годах в журнале «Аист». Конец 1840-х и начало 1850-х годов стали важнейшим периодом для становления мировоззрения и литературных ориентаций Бодлера. Его судьба была типичной для многих молодых людей из образованных кругов общества того времени – он не только участвовал в баррикадных боях февраля и сотрудничал в республиканской прессе, но и сражался вместе с парижскими рабочими на баррикадах в июне 1848 года.
Помимо стихов Бодлер также писал научные статьи из области медицины. Ему принадлежит одно из наиболее внятных описаний воздействия гашиша на человеческий организм, которое на долгие годы стало эталоном для всех, кто писал о психотропных продуктах из конопли.
Стихи, вошедшие в сборник «Цветы зла», Бодлер выносил в самых тайных уголках своей души, каждый из них – подлинная исповедь, шокирующая своей откровенностью. Они были разделены на множество отрезков – в том числе сонеты. В них говорится о страхе существовать и жить, автор взывает то к Богу, то к Сатане, к Христу или Каину, славит восторг и сладострастие, упоение плоти и её бесконечные муки. И всё это откровенно, без прикрас и обмана. Лирический герой поэтического цикла разрывается между идеалом духовной красоты и красотой порока, его терзает жажда смерти и ощущение раздвоенности.
Спустя месяц после издания сборника Бодлера обвинили в аморальности и привлекли к судебному разбирательству. Генеральный прокурор Франции заявил, что «Цветы зла» бросают вызов законам, защищающим религию и нравственность. А некоторые стихотворения – например, «Авель и Каин», «Вино убийцы», «Отречение Святого Петра», «Литании сатане», признали так и вовсе сплошным богохульством, причём судьи так и не смогли определить, осознавал ли сам поэт, что богохульствует. За оскорбление общественной морали Бодлера осудили и обязали заплатить крупный штраф. Впрочем, Бодлер не примирился с этим и обратился к критике, быстро добившись в ней успеха и признания.
Одновременно с первым изданием «Цветов зла» вышел ещё один сборник произведений Бодлера «Поэмы в прозе», но он не оставил после себя такого следа, как осуждённая книга. Уже позже, в 1861 году вышло второе издание «Цветов зла» переработанное и расширенное автором.