Очаровательный оскал древних суеверий: Откуда взялся образ вампира в литературе

Какие ассоциации, связанные со словом «вампир», могут возникнуть в воображении современного человека? Ну, разумеется, полуразрушенные средневековые замки, мрачные дворяне в чёрных плащах, белоснежные клыки, касающиеся горла беззащитных красавиц, колы и распятия, уничтожающие древнее зло. Образы, давно известные нам по многочисленным литературным произведениям, с течением времени претерпели лишь некоторые изменения, а клыкастые монстры прочно обосновались на страницах фантастических романов. Откуда же пришли они в литературу, и почему, несмотря на то, что являют собой несомненное зло, до сих пор остаются привлекательными для читателей?
14721_bigВо все времена людей интересовало, что же будет с ними после смерти, и что представляет собой загробный мир. У древних народов существовали разные представления о том, куда уходят умершие и могут ли они вмешиваться в дела живых. Многие верили в то, что мёртвые могут возвращаться в определённые дни, чтобы напомнить живым об обязательствах перед ними. Считалось, что те, кто не был похоронен правильно, в соответствии с существующими обрядами, могли вернуться, чтобы отомстить родственникам за пренебрежение – например, напасть на крупный рогатый скот и других животных, пить кровь из их шеи, в результате чего животное становилось слабым и бесполезным. А иногда, как акт крайней мести, покойник мог даже напасть на членов семьи и пить их кровь. Так был создан миф о мстительных, пьющих кровь мёртвых. То есть – вампирах.
Однако в художественной литературе эти существа появились, естественно, гораздо позже – уже в восемнадцатом веке, до этого времени успев немало взбудоражить воображение суеверных обывателей. В этом образе в полной мере соединились представления об одержимых дьяволом живых мертвецах, широко распространённые в западноевропейской христианской демонологии Средневековья, легенды о вервольфах и, наконец, слухи и сообщения о конкретных случаях вампиризма – с указанием названий мест, имён участников событий и страшных подробностей. Первые произведения о вампирах появились в 1720-1730-х годах, когда «вампирское безумие» достигло наивысшей точки. В 1748 году появляется стихотворение «Вампир», имеющее чёткий эротический подтекст: мужчина, чья любовь была отвергнута благочестивой девушкой, грозил навестить её среди ночи, выпить её кровь, подарив ей соблазнительный поцелуй вампира, и таким образом доказать ей, что его уроки лучше, чем христианство её матери. И похожих сюжетов в те времена существовало множество. А уже в 1819 году начал свой триумфальный путь по Европе «Вампир» Джона Уильяма Полидори, написанный по устному рассказу Джона Гордона Байрона под его же именем. Волей случая бывший врач и секретарь знаменитого поэта, не столько надеясь на успех своего дебюта, сколько нуждаясь в деньгах, способствовал рождению нового литературного героя и связанного с ним культурного мифа.
Ещё одним произведением, утвердившим этот культурный миф, стал роман «Дракула» Брэма Стокера. Именно Стокер в лице своего персонажа Абрахама Ван Хелсинга открыл традицию именовать вампира красиво и загадочно звучащим румынским словом «носферату», прижившимся впоследствии в посвящённых вампирской теме текстах. Это слово, заимствованное из книги Эмили Джерард «Страна за лесами» (1888), буквально означает «неумерший», и в сочетании с русским существительным «нежить» как нельзя лучше характеризует двойственную природу вампира.
К концу XX века образ вампира начал терять свою былую славу. Новый толчок к эволюции данная тематика получила благодаря писательнице Энн Райс, по чьему роману был снят небезызвестный фильм «Интервью с вампиром». В середине 1970-х годов вампирская тема как бы пережила своеобразный ренессанс, который заключался в попытке уйти от образа «любовника с зубами». Роман «Интервью с вампиром» был издан в 1976 году. Именно в романах Райс впервые вампир мог укусить представителя своего пола, и впервые появился ребёнок-вампир – девочка Клодия. Так появился образ клыкастого охотника, одетого во всё чёрное и ведущего исключительно ночной образ жизни. Благодаря Энн Райс литературные вампиры стали ближе к людям: на страницах её романов они страдают, радуются, любят и переживают каждое совершённое ими убийство. Вампира Энн Райс уже нельзя назвать монстром или упырём-одиночкой – он существует в сообществе, где действуют свои законы и правила, нарушение которых карается.
В наши дни вампир стал своего рода стереотипом благодаря массовому литературному рынку. «Современные» вампиры отождествляются с героями «Сумерек» Стефани Майер и «Дневников вампира». Эти персонажи имеют мало общего с изначальным представлением о «носферату», но сохраняют к себе прочный читательский интерес.