Колизей – высокое искусство кровавой бойни

Некогда великая Римская империя оставила нам в память о себе множество исторических памятников, но, пожалуй, самый интересный и неоднозначный из них – Колизей, больше всего будоражит наше воображkolisej-1ение и вызывает множество споров. Ещё бы – это, без сомнения, ошедших до наших дней, но можно ли забыть тот факт, что здесь обречённые на смерть люди дрались и погибали ради развлечения свободных граждан Рима? Заглянем же в историю великолепного наследия той загадочной эпохи.

Интересно, что Колизей первоначально имел другое название. Его называли Амфитеатр Флавиев, а известное нам название (по-английски Colosseum) является производным от слова «colossus» и подразумевает огромную статую Нерона. Статуя эта стояла когда-то рядом с Колизеем, но бесследно исчезла в Средние века. Колизей был самым большим амфитеатром в римском мире, он вмещал в себя 50000 зрителерелища, там представляющиеся, были главными символами римской культуры.

Но, в отличие от других амфитеатров, расположенных на окраине города, Колизей был построен в самом центре Рима. Это была идея императора Веспасиана (69-79 гг.), проявившего этим невиданную расточительность. Он решил укрепить своё положение строительством амфитеатра за счёт огромной добычи, полученной в результате подавления восстания иудеев. Начатое в 72 году строительство в 80 году завершил император Тит. Торжественное открытие Колизея сопровождалось гладиаторскими боями, охотой на диких зверей и воспроизведением морского сражения на залитой водой арене. Зрелища продолжались в течение 97 дней.

Впоследствии император Домициан (81-96 гг.) существенно модернизировал сооружение Колизея, построив серию подземных тоннелей, в которых держали животных и гладиаторов перед выходом их на арену, и добавив четвёртый ярус, что значительно увеличило вместимость зрителей.

Известная нам эллиптическая форма знаменитого амфитеатра отнюдь не случайна. В отличие от круга, эллипс размерами 83х48 метров не позволял сражающимся гладиаторам отступать в угол, а заодно давал зрителям возможность находиться поближе к действию. Любопытно, что такой дизайн унаследовало почти каждое спортивное сооружение в наши дни.

Колизей служил местом проведения кровавых и зрелищных схваток, наиболее популярными из которых были охота на животных и гладиаторские бои. По общепринятым в те времена обычаям правящий римский класс был обязан организовывать зрелища, чтобы заслужить благосклонность и уважение простых граждан империи и сохранить общественное спокойствие. Посещать амфитеатр имели право все свободные граждане Рима.

Как правило, глаляла для государства никакой ценности. Они обучались в гладиаторских школах для выступлений на арене Колизея и других амфитеатров. Когда началась нехватка гладиаторов, в такие школы начали посылать беглых рабов. Они дрались на общих основаниях и после трёх лет прекращали свои выступления на арене. Этим они отличались от обычных преступников, дравшихся без всякой надежды на выживание, подобно осуждённым на растерзание дикими зверями, или на смерть от меча. В противном случае один вооружённый гладиатор убивал безоружного противника, потом сам оказывался обезоруженным и становился жертвой другого гладиатора – и так, пока не оставался последний осуждённый.

С распространением христианства в стенах амфитеатра прекратили убийство людей, а последняя охота на животных состоялась примерно в 523 году. Но основной причиной прекращения кровавых зрелищ, скорее всего, было не столько христианское милосердие, сколько финансовый и военный кризис западной части Римской Империи, сопровождаемый многочисленными вторжениями варваров. Амфитеатр же требовал немалых расходов на организацию игр, и в условиях их полного отсутствия потребность в существовании Колизея отпала.

В 1749 году папа Бенедикт XIV объявил Колизей общественной церковью, этим прекратив последовавшее, было, варварское удаление камней из его стен. Здание начали восстанавливать, и с тех пор реконструкция с перерывами продолжается до сегодняшнего дня.