Художник Айдын Раджабов: выставка коврового искусства

exhibition_aydin_racabov_040614

Музейный центр Баку презентовал персональную выставку заслуженного художника Азербайджана Айдына Раджабова. На выставке представлено около 40 работ. «О каждой работе можно рассказывать долго, процесс создания ковра очень долгий и тяжелый», — подчеркнул Раджабов. Экспозиция продлится до 7 июня.

На открытии экспозиции прозвучали выступления заместителя министра культуры и туризма Азербайджана Адалята Велиева, председателя Союза художников страны, народного художника Фархада Халилова, которые поздравили Айдына Раджабова с открытием персональной выставки. Она посвящена 70-летнему юбилею художника.

Выступавшие обратили внимание на то, что Айдын Раджабов является последователем школы художника и исследователя Лятифа Керимова. Вместе с тем, творчество Раджабова собрало в себе традиционность и современные концепции коврового искусства.

Художник по коврам Айдын Раджабов принимал участие во многих республиканских и международных выставках. Его ковры хранят музеи и галереи Азербайджана, а также они находятся в частных коллекциях Германии, Турции, Италии, Испании, Франции и других стран.

Среди художников направления коврового искусства, на произведения которых отмечен наибольший спрос, — Эльдар Микаилов, Айдын Раджабов и Эльдар Гусейнов. Цена на ковер устанавливается с учетом узора, материала и мастерства художника. Также немалую роль играют и размер, сложность цветовой гаммы, тематика, плотность вязки. Цены на ковры варьируются от 60 до 100 тыс. манатов.

Про развитие в Азербайджане ковроткачества сообщали Геродот, Клавдий Элиан, Ксенофонт. При Сасанидах (III — IV вв.) в Азербайджане ковроткачество получает пик своего развития, когда ткались прекрасные ковры из шелка, золотых и серебряных нитей. Албанский историк Моисей Каланкатуйский (VII в.) писал про шелковые ткани и разнообразные ковры, сотканные в Азербайджане. Производство ковров из золотых и серебряных нитей, украшенных драгоценными камнями, в XVI — XVII вв. приняло традиционный характер.

Начиная с 1927 года в Азербайджане была сформирована централизованная система ковроткачества. В советское время, даже не придавая этому особого значения, сумели концептуально развить ковроткачество Северного Азербайджана. В те времена в регионах ковроткачество было традиционным занятием, в многих домах ткали ковры. Были созданы артели, с помощью которых для экспорта ковров была сформирована централизованная система управления. Губинские и Ширванские ковры существовали уже и в те времена.