Мир сквозь фотокамеру Сибилле Бергеман

Mode#fashionВ РОСФОТО прошла выставка самого известного фотографа ГДР, учредительницы фотоагентства Осткройц и члена Берлинской академии искусство Сибилле Бергеман (1941-2010). Бергеман одной из первых начала снимать моделей не в студии, а в повседневной обстановке – на улице, дома, в кафе – и тем самым, сама того не помышляя, произвела настоящую революцию в области профессиональной фотографии.

Сразу же на входе посетителей встречали фотоснимки трёх совершенно разных женщин: нежная изящная девушка в берете и с сигаретой, задумчивая дама, скрестившая пальцы на груди и ночная нимфа в комбинации с соскользнувшей на плечо бретелькой. В каждом портрете – целый мир. Не может не завораживать.

Чёрно-белым калейдоскопом предстают фотографии Берлина. Берлин в работах Бергеман – это котёл неопределённости, огромный мегаполис, вечно пребывающий в движении, отбрасывающий прошлое легко и без лишних сантиментов. Вот толпы людей выходят из трамвая и спешат куда-то по улице. На Шонхаузераллее у витрины с яркими платьями застыла пара влюблённых. В работах фотографа Город и Человек будто сосуществуют вместе – не вынужденно, но и не по собственному желанию – просто, так вышло.

Берлин – родной город Сибилле. Родилась она 29 августа 1941 года. С 1965 по 1967 работала в редакции немецкого журнала «DasMagazin». Затем работала свободным фотографом, являясь членом группы «Direkt». С 1969 года работы Сибилле публикуются в еженедельнике «Sonntag», а с 1973 года – в немецком журнале мод «Sibylle (Zeitschrift)». Учителем Сибилле был немецкий фотограф Арно Фишер. В 1975-1986 годах Бергеман выполнила фотофиксацию сооружения памятника Марксу и Энгельсу в Берлине. Работала также в Париже, Токио, Нью-Йорке, Сан-Паулу и ещё многих городах. Путешествовала по Азии и Африке, работая на многочисленные издания, в том числе «Geo».

Сибилле Бергеман всегда шла в ногу со временем – за прощанием с прошлым последовали модные «полароиды», где эмблемы кока-колы соседствуют с портретами ну точь-в-точь эпохи Возрождения. Затем Африка – такая чужая и в то же время такая близкая культура, мир аборигенов и пёстрых цветных платков, дальше – серия детских портретов и фотографии людей, страдающих от тяжёлых болезней. Подписи лаконичные и очень искренние – вроде «Дженна, Берлин».

Ну, и разумеется, сам Берлин – такой многоликий и разный на фотографиях Сибилле, и в то же время каждый раз узнаваемый. Стремительно бегущее время, пойманное в объектив мастера, здесь будто застывает, давая себя рассмотреть.