Театральный сезон завершается «Стеклянным зверинцем»

dfc014c7f86d737aba4b0676c5c29c3c

В Пензенском областном драматическом театре им. А.В.Луначарского сегодня начались репетиции заключительной премьеры 221-го сезона — камерного спектакля по пьесе американского драматурга Теннесси Уильямса «Стеклянный зверинец».

Эта «пьеса-воспоминание» была создана еще в 1944 году. И сегодня она является одним из самых известных и, наверное, одним из самых трогательных произведений признанного классика художественной литературы XX века, которого называют «американским Чеховым».

Историю одиночества, любви и несбывшихся мечтаний поставила молодой режиссер из Санкт-Петербурга Евгения Никитина, которая хорошо известна своими творческими достижениями и в родном городе, и в театрах Самары, Тюмени, Димитровграда и др.

Роль Тома Уингфилда, поэта в душе, вынужденного служить в обувном магазине — именно от его имени идет повествование — исполнил Юрий Землянский. Его сестру Лауру, существующую в своем придуманном хрупком мире, играет Елена Пустовалова. Их мать Аманда поглощена мыслями о былом благополучии семьи и устройстве будущего своих детей — Альбина Смелова. В роли сослуживца Тома и школьного знакомого Лауры Джима О’Коннора — Николай Потапов.

 

О драматурге

 

Теннесси Уильямс (1911-1983), американский драматург, его пьесы построены на конфликте духовного и плотского начал, чувственного порыва и тяги к духовному совершенству. Его герои и героини сходятся в первобытном противоборстве, где зов плоти варьируется от наваждения и греха до возможного пути к спасению.

Прототипом Уингфилдов в пьесе Стеклянный зверинец (The Glass Menagerie, 1945) стала семья драматурга: строгий придирчивый отец, упрекавший сына в отсутствии мужественности; властная мать, не в меру гордившаяся видным положением семьи в обществе, и сестра Роуз, страдавшая депрессией.

Уильямс вел богемную жизнь, кочуя из одного экзотического уголка в другой, не желая подчиняться прозябанию его бедной семьи. Его ранняя пьеса Битва ангелов (Battle of Angels, 1940) написана о душной атмосфере закоснелого городишка, где три женщины тянутся к странствующему поэту. В самой известной пьесе Уильямса Трамвай «Желание» (A Streetcar Named Desire, 1947) сражающиеся «ангелы» представляют два типа чувственности: с одной стороны романтичная Бланш Дюбуа — воплощение женской души, ранимой и утонченной. С другой — находящийся во власти животных инстинктов Стэнли Ковальски, олицетворяющий грубое мужское начало.

Другие персонажи Уильямса не менее ярки, каждый имеет своего прототипа. Альма Уайнмиллер из пьесы Лето и дым (Summer and Smoke, 1948) — чопорная дочка приходского священника, как и сам Уильямс, бежала из замкнутого семейного мирка в мир чувственной свободы и эксперимента. Серафина из Татуированной розы (The Rose Tattoo, 1951), боготворит память о муже — полном мужской силы водителе грузовика с татуированной розой на груди. Сладострастная «кошка Мэгги» из пьесы Кошка на раскаленной крыше (Cat on a Hot Tin Roof, 1955) пытается завоевать благосклонность мужа, равнодушного к ней бисексуала. В откровенных Мемуарах (Memoirs, 1975) Уильямс без утайки, с самоиронией пишет о своем гомосексуализме.

В позднем творчестве Уильямс исследует взаимоотношения художника и искусства. В ряде камерных пьес он создал скорбные, глубоко личные притчи о художниках, страдающих от растраты таланта и обманутых некогда восторженным приемом публики.

 

О режиссере

 

Никитина Евгения Владимировна родилась в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). В 2008 году окончила бакалавриат и магистратуру Санкт-Петербургского Государственного университета сервиса и экономики, в 2013 — факультет драматического искусства и режиссуры Санкт-Петербургской Государственной академии театрального искусства по специальности «режиссер драматического театра» (актерско-режиссерская мастерская лауреата Государственной премии РСФСР, номинанта Национальной театральной премии «Золотая маска» А. А. Праудина). Дипломной работой стал спектакль по пьесе А. Володина «Старший сын», поставленный в Большом Тюменском Драматическом театре.

Среди других постановок: «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина на площадке Камерного театра Малыщицкого (Санкт-Петербург, 2013), «Приключения в Изумрудном городе» по сказке А. Волкова (Большой Тюменский Драматический театр, 2013), «Гуттаперчевый мальчик» по повести Д. Григоровича (Самарский театр юного зрителя «СамАрт», 2014).

Лауреат и дипломант фестивалей: Х международный фестиваль «Режиссерские мастерские» в Московском театральном институте имени Б. Щукина (2011); XI Международный театральный форум «Золотой витязь» в Москве (2013; спектакль «Старший сын» награжден «Золотым дипломом» за режиссуру, дипломом «Лучшая мужская роль первого плана», дипломом телеканала «Театр»); фестиваль «Ирбитские подмостки-2013» в городе Ирбит (спектакль «Старший сын» победил в номинациях «Лучший спектакль», «Лучшая мужская роль первого плана», «Лучшая мужская роль второго плана»).