Эпоха трубадуров и рыцарских романов – волшебство литературы Средневековья

9

Кто из нас хоть раз в жизни не мечтал оказаться в загадочном Средневековье, не почувствовать себя благородным рыцарем – победителем турниров и покорителем женских сердец, или прекрасной дамой, которой посвящают стихи и песни? Средневековье в равной степени очаровывает и внушает страх – ведь нам оно известно также, как времена ведьмовских процессов и костров инквизиции, в которых гибло множество невинных. Так что же представляет собой на самом деле эта далёкая и непонятная эпоха? Возможно, об этом расскажут нам сегодня исследования литературы тех времён?

Во Франции в эпоху Раннего средневековья население составляли три основных сословия – крестьянство, феодальное рыцарство и духовенство. Каждое из них играло свою роль в развитии культуры тех времён. Крестьянство было носителем фольклорных традиций. В рыцарской среде зародился героический эпос, однако рыцарство, как и большинство мирян, было в ту пору неграмотно. Раннесредневековая литература преимущественно сложилась именно в среде духовенства, причём значительное влияние на неё оказывала античная культурная традиция. В епископских школах, к которым в X веке стала переходить всё большая роль средневекового образования, учёба, в основном, заключалась в чтении и объяснении тех произведений на латыни, авторы которых были признаны «классиками». Это были дистихи Катана, басни Авиана и Эзопа, сочинения Цицерона, Вергилия, Горация и других. Огромной популярностью пользовались жития святых, повествующие о мученичестве христианских праведников. Сложился определённый тип героя – епископа, миссионера, девственницы и т. д. – обладавшего повторяющимся набором добродетелей и формы восхваления идеализируемого персонажа. Со временем жития стали пересказываться по-французски.

В эпоху Развитого средневековья рыцарство окончательно оформляется в самостоятельное и наиболее могущественное сословие. Оно приобщается к образованности и вырабатывает собственное культурное самосознание и идеалы. Если в эпоху Раннего средневековья рыцарские ценности имели преимущественно военно-героический характер, то к XII веку создаётся представление о специфическом рыцарском «благородстве» – куртуазии, где тесно переплетались такие категории, как доблесть, щедрость, верность, милосердие, а также изящество, владение искусством охоты, музыкальными инструментами, умение слагать стихи, петь и танцевать. Таким образом, рыцарские ценности легли в основу куртуазной лирики и романа, играя в дальнейшем для всех просвещённых слоёв роль эталона, во многом определившего культурный облик средневековой цивилизации.

В этот период ведущую роль играли латинская поэзия голиардов, героический эпос, рыцарская поэзия и различные жанры городской литературы.

Голиарды принадлежали к числу образованных клириков, которых выпускали соборные школы. Они быстро превратились в широкий культурный слой средневекового общества. Писали они на латинском языке. Общая черта их поэзии – их учёный характер. Как и вся латинская литература средних веков, она опиралась, с одной стороны, на античную традицию (в любовной лирике – прежде всего на Овидия, а в сатире – на Ювенала), а с другой стороны – на круг библейских мотивов.

Один из наиболее популярных жанров европейского средневековья – героический эпос. Во Франции существовал в виде поэм о героических деяниях и подвигах. Изначально эти народные сказания предназначались для устного напевного исполнения жонглёрами, которые впоследствии расширяли сюжеты, вводили вставные эпизоды и разговорные сцены – иногда очень большие. В результате краткие эпизодические песни приняли постепенно вид поэм, некоторые из них, к тому же, подвергались заметному влиянию церковной идеологии и все без исключения – рыцарской. Героический эпос приобрёл со временем широчайшую популярность, поскольку, в отличие от латинской поэзии, создавались по-французски и были понятны всем.

Рыцарская лирика трубадуров существовала на юге Франции в Провансе с конца XI по начало XIII века. Это была первая в Западной Европе светская поэзия на народном (провансальском) языке, которая выработала его «правильные» нормы, довела до совершенства и положила тем самым начало общему переходу средневековых литератур с латыни на национальные языки.