Таганка и Высоцкий

14

Знаменитая Таганка отмечает 50-летний юбилей. В честь этой круглой даты в Культурном центре-музее Владимира Высоцкого состоялось открытие выставки под названием «Легенда на Таганской площади». За годы своего существования Таганка переживала разные моменты своей жизни от великих побед и больших свершений, до трагических потерь и разочарований. Представленная экспозиция показывает лучшие моменты театра: начиная с основания его Юрием Любимовым и заканчивая знаменитым и скандальным спектаклем «Владимир Высоцкий».

Тяжело поверить, что были времена, когда Таганку почти никто не знал. Изначально она была создана, как Московский театр драмы и камеди, с тех пор прошло 70 лет. Почти 15 лет это театр не был популярным и знаменитым, у его касс не было очередей. В 1964 году выходит спектакль «Добрый человек из Сезуана». Он производит эффект бомбы! Театр становится знаменит. Возле его стен стоят толпы людей желающих попасть на спектакль. Только в постановке Юрия Любимого, зритель смог понять пьесу Брехта в полной мере.

Выставка «Легенда на Таганской площади» освещает всего лишь 17 лет жизни театра, хоть и приурочена к полувековому юбилею. Ее экспозиция начинается как раз, с того момента истории театра, когда он с начала прогремел на всю Москву, а потом страну, с того момента, когда новаторская, не боящаяся экспериментов Таганка потрясла устои традиционного театра. Таганка, непостижимым образом, охватывала все жанры. На ее маленькой сцене можно было увидеть цирк, поэзию, драму, пантомиму и многое другое. Любимов не стал загромождать маленькую сцену декорациями, а ввел в театре минимализм, чем только сильнее привлек зрителя. Первый спектакль отличался черным стулом и плакатами, которые написали студенты. Вот и вся декорация! Последующие декорации к спектаклям, были так же скромны: топоры и пенек – спектакль «Пугачев», модель солнечной системы – «Жизнь Галилея», «Вишневый сад» — скамейка.

Людмила Абрамова, методист культурного центра-музея Владимира Высоцкого, рассказывает, что публика подхватила и скандировала «Театр для Всех!». Театр не делает разницы между академиком и плотником, между неудачником и героем. Именно Юрий Любимов убрал барьер темноты и света, между зрителем и актером, именно он понял, что не должно быть этой каменной стены и пьеса Брехта ему в этом очень помогла.

Экспозиция состоит из двух комнат, из двух этапов, из двух состояний. Белое и черное! Восхождение и болезненный перелом. Успех и трагедия! Черный зал, это черно-белые фотографии. Каждая фотография посвящена одному человеку. Владимир Высоцкий!

1980 год. Смерть Владимира Высоцкого. Новый спектакль на Таганке. Мучительный спектакль. Посвященный памяти великого человека! Постановку запрещают. Целый год идет война. Она заканчивается победой Любимого.

В черной комнате макет к спектаклю. Сцена. Минимум декораций. Символические пустые кресла. Занавес, белый как саван. Опустевший театр, после ухода Высоцкого.

Дальше в экспозиции поставлена точка! Таганка жива! Таганка выпускает спектакли. Таганка также знаменита, но это уже другая история и другая Таганка.