Ромео и Джульетта – любовная история с многочисленным продолжением

english

23 апреля исполнилось 450 лет со дня рождения великого английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира. Жизнь его для нас во многом окутана тайной, и тем более мифов рождается вокруг его имени. Существует даже версия, что самого Шекспира и не было вовсе, а многочисленные пьесы, написанные под этим именем, на самом деле созданы другими.

Впрочем, эта версия вряд ли является правдой, поскольку до нас дошли некоторые факты из жизни великого драматурга, доказывающие, что он являлся реальной личностью. Их, прямо скажем, немного – в основном же, биография Шекспира изобилует «белыми пятнами».

Достоверно известно, что родился Уильям в 1564 году в городке Стрэтфорде-на-Эйване в семье богатого перчаточника Джона Шекспира. Предполагается, что родился он 23 апреля, хотя дата его рождения документально нигде не подтверждена. Отец будущего драматурга неоднократно занимал почётные должности в городке, мать, Мэри Арден, происходила из одной из старейших семей Саксонии. Уильям посещал «грамматическую» школу, где основательно изучал латинский и греческий языки. Рано обзавёлся семьёй, но в 1587 году оставил жену и детей и перебрался в Лондон. Семью посещал редко, только чтобы привезти заработанные деньги.

В Лондоне первое время подрабатывал в театрах суфлёром и помощником режиссёра, потом стал актёром лучшей лондонской труппы. В 1599 году актёры этой труппы создали театр «Глобус», где ставились спектакли по пьесам Шекспира. Он играл в них наравне со всеми, но актёрским талантом не блистал, зато приобрёл славу талантливого драматурга.

В 1612 году по неизвестным причинам Шекспир покидает столицу и возвращается к семье, совершенно забросив драматургию. Последние годы жизни проводит тихо и незаметно, в окружении семьи и умирает в 1616 году в день своего рождения. Возможно, скудность сведений о жизни Шекспира и дала впоследствии повод к возникновению гипотезы, согласно которой автором пьес был не Шекспир, а другое лицо, скрывшее своё имя. Все эти домыслы, впрочем, беспочвенны, и серьёзные учёные их опровергают.

Шекспир нам известен, как автор пьес «Гамлет» «Макбет», «Король Лир», «Сон в летнюю ночь». И, конечно, «Ромео и Джульетта» – самой, пожалуй, романтичной и трагичной истории в мировой литературе – повести, которой «нет печальнее на свете». В Вероне у туристов очень популярны дома Ромео и Джульетты и гробница Джульетты, которые исторически не имеют ничего общего с героями пьесы. А во дворе дома Джульетты стоит её бронзовая статуя. Считается, что любой, кто прикоснётся к ней, обретёт счастье и любовь.

Но, как известно, истории любви столь же различны, сколь и похожи друг на друга. Откуда возник этот сюжет в пьесе Шекспира?

В эпоху Ренессанса не было понятия «авторское право». Поэтому Уильям Шекспир заимствовал сюжеты для своих пьес отовсюду — от исторических хроник до популярных сборников новелл. Корни этой истории в античности – можно вспомнить, например, миф о Пираме и Фисбе. А фамилии Монтекки и Капулетти появляются впервые у Данте в «Божественной комедии» — это реальные исторические персонажи. Монтекки действительно жили в Вероне, а вот Капулетти, по одной из версий, обитали совсем в другом городе — Кремоне. И те, и другие принимали участие в конфликте в Ломбардии.

У Шекспира было немало предшественников, но именно он создал канон легенды об обречённой любви, архетип влюблённых, чего не удалось никому до него. Он первым решился сделать Ромео и Джульетту ещё моложе, буквально подростками — Джульетте ещё нет 14 лет, Ромео – 15 лет.

Те, кого пьеса Шекспира задела до глубины души, пытаются переиграть историю так, чтобы и враги помирились, и пара осталась в живых. Похожие истории встречаются в современных фильмах, и даже мультфильмах (например, «Покахонтас», где британскому офицеру Джону Смиту и дочери индейского вождя удаётся помирить индейцев с белыми поселенцами). Даже нашумевший «Аватар» Джеймса Камерона во многом повторяет сюжет «Покахонтас», а значит, и «Ромео и Джульетты». Но здесь сюжет повернулся уж совсем по-другому – главный герой переходит на сторону своей возлюбленной. Должно быть, вариант, когда Ромео переходит на сторону Капулетти и помогает им убивать Монтекки, людям эпохи Возрождения не приснился бы и в страшном сне.

Ещё один жанр, в котором прижился сюжет о роковой любви – как ни странно, романтические «страшилки» о вампирах и оборотнях. И, что не менее странно, борьба между людьми и сверхъестественными существами не выглядит столь жестокой, как между двумя семействами. Яркий пример – знаменитые «Сумерки» Стефани Майер. Эдвард Каллен, впрочем, проявляет больше рассудительности, чем Ромео: он не женится на своей Белле в первую неделю после знакомства и не делает её сразу же вампиром. В конце концов, стать вампиром — это не сменить фамилию на Монтекки.