Архитектура Византии – застывшая музыка времени

Собор Святой Софии (Константинополь)
Собор Святой Софии (Константинополь)

Понятие архитектурного стиля в восемнадцатом столетии было введено немецким учёным Иоганном Винкельманом, как условное понятие, служащее для лучшего осмысления истории мировой архитектуры. Само же искусство архитектуры зародилось задолго до того, и имеет такую же длинную историю, как и само человечество.

«Архитектура» в переводе с латинского расшифровывается, как «искусство создавать проекты и по ним строить сооружения, создающие упорядоченную территорию, необходимую людям для полноценной жизни и трудовой деятельности».

Так что же такое архитектура – искусство, или функциональная необходимость? Или с течением времени одно плавно переросло в другое, обзаведясь различными стилями и направлениями? Ведь не зря же архитектуру называют застывшей музыкой, поскольку подчиняется она тем же математическим законам, что и ноты. Как известно, две основные составляющие любого произведения – это идея и её вещественное представление. И если мастеру удалось достичь гармоничного соединения этих составляющих – результат его работы будет действительно прекрасным.

Каждый этап развития цивилизации имеет свой характерный архитектурный стиль, символизирующий основные черты и идеологию данного исторического периода. Мы же часто составляем представление об ушедших эпохах по архитектурным творениям, оставшимся после них. Египет, например, известен своими пирамидами, Китай – Великой Китайской стеной, Римская Империя – величественным Колизеем. И таких примеров – великое множество.

В современном мире, в эпоху бурного развития науки и техники, архитекторы имеют огромные возможности воплотить в жизнь самые смелые замыслы и идеи, благодаря чему появились такие архитектурные стили, как модерн и хай-тек. В отличие от старинных направлений, им свойственна смелость решений, многообразие материалов и яркость идей. И всё же нас не перестают восхищать старинные особняки, дворцы и соборы – их очарование существует вне времени, и именно они зачастую являются символом определённого города или страны.

Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, то есть уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры.

Собственно история архитектуры начинается с возникновения таких стран, как Египет и древнейшая Римская Империя. Об этом напоминают уже упомянутые пирамиды и римский Колизей.

Но рассмотрим сейчас архитектуру раннего христианства, ярким примером которой были строения столицы Византийской империи – Константинополя. Изначально небольшой город, заложенный греками, как центр колонизации, Византия усиливает своё влияние при императоре Константине, превратившего её в новую столицу Римской империи. Устояв в период нашествий варваров, Византия со временем развилась в мощное феодальное государство со сложным устройством. В архитектуре её были неразрывно слиты утончённая декоративность, стремление к пышности и зрелищности и глубокая религиозность. Здесь возводились великолепные сооружения, призванные укреплять авторитет церкви и государства – дворцы, храмы, триумфальные арки.

После признания христианства миланским эдиктом 313 г. в Римской империи возникает раннехристианская архитектура. В основном это проявляется в строительстве церквей. Стал применяться метод постройки под названием «базиликальный способ». Христианская базилика берёт начало от одного из типов гражданских базилик – то есть, залов императорских дворцов. Такой тип здания отвечал требованиям проведения собраний большого количества людей, чьё внимание должно быть обращено к алтарю.

В период раннего христианства в Риме и по всей Италии был возведён ряд базилик, которые впоследствии в большинстве случаев были перестроены. К наиболее крупным относятся базилика Святого Петра в Ватикане, разрушенная в период Ренессанса и базилика Святого Павла.

Следующий этап в развитии средневековой архитектуры – древний город Равенна. Для его строений характерно использование кирпича и богатое мозаичное убранство интерьеров, что является результатом соединения римских традиций и восточного влияния.

Именно в Равенне, недалеко от морского берега высится массивная гробница остготского короля Теодориха (около 526 г. н. э.), безуспешно пытавшегося объединить под своей державой римлян и готов. По сей день гробница остаётся наиболее интересным сооружением Равенны. Знаменита Равенна также мозаиками работы византийских мастеров V-VII веков. В мавзолее царицы Галлы Плацидии выделяются мозаики с изображением Доброго пастыря в райском саду; в церкви Сан-Витале — сцены придворной жизни с портретами императора Юстиниана и его жены Феодоры.