Премьера оперы Пуччини «Тоска» Юрия Александрова на весеннем фестивале «Лики любви» в Самаре

467A628C-SQBNAEcAXw,485

Юрия Александрова называют режиссером-новатором, но самарские работы худрука камерного театра «Санктъ-Петербургъ Опера» у него другой подход, разве только кроме его «Любовного напитка» 2001-го года постановки. В последующие три года Александров вместе с художником Вячеславом Окуневым поставили в местной опере три спектакля: «Князь Игорь», «Аида» и «Флория Тоска». Особенно последняя вышла вполне традиционной оперой, за исключением редких отклонений от классического либретто.

В «Тоске» режиссер особое внимание концентрирует на образах главных героев. Беря во внимание сложность партитуры, это означает присутствие в труппе солистов высокого уровня. Партия Тоски в первом премьерном показе досталась солистке Самарской оперы Татьяне Лариной, на роль Каварадосси пригласили солиста Саратовского оперного Илью Говзича. Во время фестиваля «Лики любви» главных героев сменили солистка Национальной оперы Украины Оксана Крамарева и Ахмед Агади из Мариинского театра. Партия Скарпиа бессменно была исполнена солистом Белорусского театра оперы и балета Станиславом Трифоновым.

В «Аиде» и «Князе Игоре» творческий тандем Александров-Окунев применил как минимум одно эффектное сценографическое решение. В опере Бородина церковные стены оборачивались языческими стелами. В «Аиде» огромная голова сфинкса раскалывалась пополам, а во время марша по сцене шествовал наездник на настоящей лошади. «Тоска» не поражает публику подобными спецэффектами – стены церкви Сант-Андреа делла Валле сохранили стабильность, архангел Михаил спокойно застыл, обнажив меч над несправедливо казненным Марио Каварадосси.

При всей традиционности режиссерской постановки спектакль качественно и профессионально проработан до мелочей, как это умеет Александров, вызывая именно то трепетное чувство от декораций до в меру патетических жестов солистов, за которым и приходит оперная публика.

 

СПРАВКА

 

Премьера «Тоски» Джакомо Пуччини прошла в Риме в 1900 году. В основу либретто легла одноименная драма Викторьена Сарду. Сюжет раскрывает историю художника Марио Кварадосси, который укрывает в церкви Сант-Андреа делла Валле бежавшего из тюрьмы бывшего консула Римской республики Чезаре Анджелотти. Начальник римской полиции барон Скарпиа догадывается об этом и решает убить сразу двух зайцев — поймать беглого республиканца и заполучить возлюбленную Марио — певицу Флорию Тоску. Для этого он поднимает в Тоске ревность, потом арестовывает художника и шантажирует певицу. После того, как узнает, где прячется Анджелотти, он приговаривает Марио к казни. Тоска стоит перед выбором — отдаться барону, либо ее возлюбленного казнят. Она соглашается ради любви к Каварадосси и Скарпиа обещает дать солдатам холостые патроны, а после расстрела он позволит возлюбленным покинуть страну. Договорившись с Тоской, шеф полиции бросается на нее, но получает нож в спину. Артистка спешит в замок Сант-Анджело к Марио, чтобы разыграть расстрел. Но Каварадосси обманул Тоску — патроны у солдат боевые и они расстреливают. Марио. Убийство Скарпиа раскрывается и у Тоски не остается выбора, кроме как бросится с высокой стены Замка Святого Ангела.