Редкие картины на выставке «Пять веков русского искусства» на Сахалине

658x0_d2c86cd0198d58cb637966ce78c17733

Специалисты Русского музея с 1 апреля до 5 мая для жителей Сахалина организовали выставку «Пять веков русского искусства», на которой экспонирована коллекция произведений живописи России с 16 по 20 век, часть которых ранее не входила в постоянную экспозицию.

Целый год проходила подготовка к уникальной выставке из запасников Русского музея Санкт-Петербурга, искусствоведы которого сделали подарок жителям острова, дополнив свою выставку «Три века русского искусства» выдающимися произведениями еще двух периодов расцвета живописи в России, эпохи Репина, Брюллова, Кустодиева, Рериха, Перова, Попова, Шишкина, Венецианова, Серебрякова и Нестерова, которые впервые присутствуют на Сахалине.

На выставке представлены 44 картины 26-ти художников. Выставка начинается древнерусским искусством и заканчивается ХХ веком. Древнерусская иконопись — основоположница русского искусства — представлена произведениями новгородских мастеров («Богоматерь Знамение», XVII век, «Покров Богоматери», XVI век), которые и в основном составе Русского музея занимают почетное место. В те времена Россия знала только религиозное искусство, состоявшее из икон, мозаик, фресок, церковной утвари и предметов культа, соответственно, монастыри были  главным его центром.

В XVII веке после реформ Петра Первого начинает развиваться искусство светское, благодаря развитию российских связей с Западом и ориентации аристократии на западноевропейское искусство. Когда открылась Академия художеств в Петербурге в середине XVIII века, Россия получила собственных профессиональных художников, одними из первых были Дмитрий Левицкий и Владимир Боровиковский. Работы этих знаменитых портретистов представлены на выставке. Левицкий в своих картинах воспевал идею служения Отечеству, значимость человека в качестве государственного деятеля («Портрет Н.А.Львова», 1780-е). Боровиковский искал в своих персонажах в первую очередь человеческое начало, личную и семейную жизнь («Портрет А.П. Гагариной», 1801) . Портреты в этот период особо востребованы: свое изображение стремится вся знать, портретами украшают дворцовые интерьеры.

Но, Академия художеств продвигает другое направление – историческое, сделав этот жанр практически официальным в России. Представлен он полотном Г.Угрюмова «Дмитрий Донской» (1783- не ранее 1825), которое ярко выражает такую «программную» живопись XVIII- начала XIX  веков. К историческому жанру относится и религиозная живопись – для соборов, церквей, монастырей. Особая роль принадлежит Боровиковскому, который создавал необычные религиозные образы («Христос во гробе», «Богоматерь всех скорбящих Радость», 1810-первая пол. 1820-х), внося в них черты натурных портретов и романтики. Будучи связанным с масонским обществом, трактовавшим религиозные темы по-своему, художник предвосхитил свое время, внося в свою живопись романтический настрой.

Ярким представителем следующего периода русского искусства реализма стал Алексей Венецианов, который впервые сделал главными героями своих произведений крестьян (Первые шаги, Крестьянка с ребенком). При этом он создал в своем имении школу живописи для крестьянских детей. Многие его ученики продвинулись дальше и стали изображать и городских бедняков. В этом направлении работал Павел Федотов и все члены группы «передвижников».

В центе выставки все же выпускники Академии художеств, получившие блестящее образование и виртуозное владение карандашом и кистью. Один из них — гениальный Брюллов, который создал знаменитую «Гибель Помпеи» ( «Вирсавия», 1830-е). Творчество художника уже романтично, воспевает красоту человеческого тела.

Так, романтизм стал доминирующим направлением в живописи. Ярчайшим представителем был великий маринист Иван Айвазовский («Лунная ночь в Крыму», 1859). Но в 1863 году появляется известное движение передвижников, целью который было отображение только реальной жизни. В произведениях И.Репина, И.Шишкина, В.Перова, А.Саврасова Россия обрела воплощение во всех своих проявлениях.

Конец XIX века вновь ориентирует на западноевропейское искусство, в связи с тем, что художники получили возможность путешествовать и работать за границей, изучая классическое европейское искусство. Этому периоду характерны появления нескольких знаменитых художественных объединений. Это и «Мир искусства», созданный Александром Бенуа, обратившемуся к истории, к народным корням. В него входили З.Серебрякова, Б.Кустодиев, М. Добужинский, Н.Рерих, К.Коровин и др. Параллельно организовался «Бубновый валет», с которого началось движение авангарда. Начало XX  века вовсе было разнообразным по стилям и направлениям, а имена  художников гремели на весь мир:  Василий Кандинский, Марк Шагал, Казимир Малевич.

Наступивший период социалистического реализма долго держал искусство в рамках идеологических требований, за пределы которых стало выходить только после 60-х (Е.Моисеенко «Из детства.Вечер», 1972; Б.Смирнов-Русецкий «Сумерки надвигаются», 1982 и др.)