Открылась крупнейшая в истории Великобритании выставка итальянского художника Паоло Веронезе в лондонской Национальной галерее

140319_3

Выставка под названием «Веронезе: великолепие Венеции времен Ренессанса» представляет 50 лучших работ мастера из собрания галереи и музейных коллекций из США, Испании, Италии, Германии, Франции.

Веронезе умел так «играть» со светом, цветом и пространством, что это наложило отпечаток многих художников, его последователей. Впечатляет его уникальная способность при создании портретов влиятельнейших именитых венецианцев, церковных картин  религиозных сюжетов и мифологических сюжетов для дворцов — добавлять человеческие эмоции. Это огромная редкость, когда монументальные официальные полотна наделены глубокими чувствами.

Выставке собрала лучшие произведения всех периодов творчества и жанров, в которых работал художник: от ранних атрибутированных работ, до написанной за год до его смерти «Обращения святого Пантелеймона». Многие картины никогда ранее не выставлялись в Великобритании, некоторые никто не видел несколько сотен лет, а два полотна «Поклонения волхвов» — совсем никогда. Центральными экспонатами выставки названы три портрета, написанных в первые годы пребывания художника в Венеции — два «Портрета джентльмена» и женский портрет «Красавица Нани».

 

Паоло Веронезе (Paolo Veronese), урожденный Паоло Кальяри (Cagliari) или Калиари (Caliari), 1528-1588 гг. — венецианский художник позднего Возрождения. Специализировался на больших алтарных картинах, монументальных росписях, многофигурных композициях, на которых изображал Венецию, современников.

Веронезе внес в искусство Венеции декоративный размах, в композиции — сложные ракурсы. Он писал работы на мифологические, аллегорические темы, портреты, пейзажи, его религиозные картины работы носили светский характер.

Веронезе был сыном скульптора Габриэле Кальяри и племянником художника Антонио Бадиле, которые и дали ему первое художественное образование. Блестящий талант декоратора и колориста проявился в росписях на мифологическую тематику на вилле Соранцо около Кастельфранко, где уже проявилась праздничность, жизнерадостность, характерная для творчества мастера.

Известность ему принесла в 1553 г. работа в Венеции по украшению Дворца дожей: плафоны и декоративные панно выполнены в технике масляной живописи на холсте.

Веронезе стал первым венецианским художником, который создавал декоративные ансамбли прямо на стенах церквей, дворцов, вилл, вписывая свою живопись в архитектуру в технике фрески.

Особенностью работ Веронезе можно назвать применение неожиданных ракурсов, смелых пространственных сокращений, рассчитанных на то, что зритель смотрит на фигуру, изображенную на потолке, снизу вверх. Его колорит строился на чередовании насыщенных цветовых пятен с нежными оттенками, предпочтение отдавалось холодной серебристой красочной гамме.

Расцвет творчества Веронезе приходится на1560-е года, когда его произведения приобретают светское направление: современная ему Венеция, архитектура города, сцены из жизни. Его персонажи исполнены горделивого достоинства, роскошно одеты, а сами картины Веронезе жизнерадостны и веселы.

С 1580-х творчество художника становится более сдержанной и простой, уже нет обилия фигур, а настроение становится сдержанно грустным: «Распятие» (1580-е. Париж, Лувр), «Похищение Европы» (1580, Венеция, Дворец дожей), «Оплакивание Христа» (1576-1582, СПб, Эрмитаж).

Скончался Веронезе в 1588 г. и был погребен в церкви Сан Себастьяно. Его творчество завершает искусство эпохи позднего Возрождения.

 

По материалам энциклопедии «Кругосвет»