Архивные фотографии Парижа

d3a68a624c412e28b641688f6784a187

Галерея искусства стран Европы и Америки почти десять дней будет демонстрировать архивные фотографии Парижа конца XIX — начала XX века из фондов Пушкинского музея. Это видовые туристические снимки, которые тиражировали небольшие фотоателье для гостей столицы. Живописные виды, памятники архитектуры — именно эта фотография сформировала эксклюзивное исключительно парижское явление Эжен Атже с его завораживающими видами пустынных улиц.

 

Эжен Атже (Eugene Atget, 1857-1927) не считал себя фотографом, называя «автор-продюсер». Он хотел стать художником, актером, но неудачно. Обрел себя в 1898 году, когда взял в руки фотоаппарат и стал фотографировать старый Париж. Его целью было создание «документов», как он называл свои фотографии городских видов и архитектуры, которые продавал художникам.

Эжен Атже бродил со своей громоздкой камерой по улицам Парижа, снимая дома и подъезды, дворы и витрины магазинов, особняки и мастерские, церкви и памятники… но не современные для того времени сооружения. В его кадр попадали городские сценки с участием представителей низших слоев общества. Его фигура в потертой одежде и черное покрывало, которое он накидывал на себя и камеру при съемке, стали местной достопримечательностью, а парижане называли его «Папаша Атже».

Фотография не принесла Эжену Атже особенного богатства, о он оставался верен любимому делу до конца своей жизни, умерев больным и непризнанным. Но его наследие — более десяти тысяч негативов, которые сейчас являются украшением ведущих музеев мира. «Фотографии Атже — непосредственные и эмоционально чистые записи редкого и утонченного восприятия и представляют, может быть, самую раннюю форму чистого искусства фотографии», — писал Ансель Адамс.

 

Лекцию-экскурсию о влиянии видовой фотография Атже и о художественных решениях французских мастеров проведет историк фотографии и кандидат искусствоведения Ольга Аверьянова. Позже младший научный сотрудник Мария Соколова  проведет вторую лекцию-экскурсию под названием «Париж бульварных ротозеев», которая раскроет интересную тему взаимовлияния фотографии и живописи начала ХХ века.

 

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков – это новый отдел Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, созданный в августе 2006 года.

Двадцать шесть залов Галереи поместили собрание произведений мастеров XIX – XX веков. Каждый зал посвящен отдельным течениям европейского искусства или творчеству какого-то одного художника. Особое внимание уделено экспонированию немецкой школы живописи начала XIX века, представленной произведениями К.Д. Фридриха и художников-«назарейцев».

Камерные залы дают возможность по-новому увидеть знакомые картины Э. Делакруа и Ж.О.Д. Энгра. Испанская школа представлена творчеством Ф. Гойи. Отдельный зал выделен участникам парижского Салона: Ж. Жером, П. Деларош, Э.Л. Изабе. Произведения французских пейзажистов К. Коро и художников барбизонской школы Т. Руссо, Ж. Дюпре, В. Диаза де ла Пенья, Ш. Добиньи как будто специально предназначены для интерьеров Галереи. Полотна Г. Курбе, Ж.Ф. Милле, О. Домье дополняют панораму искусства французского реализма.