В Третьяковской галерее на Крымском Валу сегодня открылась выставка «Матвей Добров — забытый классик»

1069791_717958418225466_1969231011_n

Художественное наследие Матвея Алексеевича Доброва, мастера гравюры по металлу, стало классикой русской графики первой половины XX века.  Мастер офорта, чье наследие является продолжением, развитием, а в самые сложные исторические моменты – возрождением лучших традиций русской гравюрной школы.

Около 120 работ из собрания Третьяковской галереи и коллекции семьи художника представят все многообразие техник рисунка и гравюры, которыми владел мастер.

Выставка позволяет зрителю познакомиться с автором одних из самых изящных, технически безупречных гравюр, отличающихся исключительной культурой отношения к форме, линии и цвету. Матвей Алексеевич сознательно отстранялся от современных выразительных средств, отдавая дань традиции реализма и камерным лирическим мотивам. Потому, несмотря на активное участие в выставках, во второй половине XX века его «тихое искусство» оказалось невостребованным.

Творчество Доброва совмещает камерность и лиричность станковой графики с точностью научного рисования. Взаимопроникновение искусства и науки стали определяющим фактором его творческой биографии. В ранних работах Доброва можно заметить увлечение модерном и символизмом, однако главным и органичным для художника было реалистическое направление, связанное с традициями московской школы.

С юности Матвей Алексеевич Добров интересовался ботаникой, отучился два курса на физико-математическом факультете Московского университета. Художественным направлением занялся в 1900 году в школе рисования и живописи К.Ф. Юона и О.И. Дудина, продолжил на отделении живописи Московского училища живописи, ваяния и зодчества (с 1901 по 1906 год) у К.А. Коровина, В.А. Серова, А.С. Степанова.

Увлечением искусством гравюры началось еще в детские годы, когда он получи на день рождения в подарок от отца, крупного московского врача и мецената, монографию об офортах Рембрандта. Осуществилась мечта стать офортистом только в 1908 году в Париже, куда по совету К.Ф. Юона он отправился обучаться гравированию в мастерской известной русской художницы Е.С. Кругликовой.

Кроме художественного творчества Добров реализовал себя в педагогике: преподавание в разное время в Государственной школе печатного дела при Первой Образцовой типографии, кафедра рисования для студентов геологов, ботаников и географов в МГУ, Московский полиграфический институт.

С 1935 года до конца своей жизни Матвей Алексеевич руководил мастерской офорта на графическом факультете Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова. Он стремился увлечь студентов искусством гравюры на металле, хотя понимал, что эта техника не была популярна из-за трудоемкости и сложности работы.