Актуальная ситуации рынка живописи и графики

арт

Обычно аналитики ARTinvestment проводили оценку торговой ситуации на внутреннем рынке, опираясь на отзывы непосредственных его участников, суммировали мнения всех основных практикующих операторов рынка живописи и графики, это кроме использования объективной аукционной.  По результатам входящей информации формировалась «усредненная» картина мира искусства с некоторой долей субъективизма.

Чтобы оценить объективность внешней информации и понять реальные причины того, что сейчас происходит на рынке, аналитики проекта подключили самостоятельный торговый опыт в виде запуска собственного онлайн-аукциона ARTinvestment.RU. Получаемая с тех пор информация кардинально противоречит субъективному мнению многих участников рынка.

 

Альтернативная оценка ситуации на внутреннем рынке искусства с точки зрения ARTinvestment.RU.

Текущая ситуация на аукционах с продажами сегодня: на еженедельных аукционах сайта продается в среднем 50–60 % лотов в течении последних трех месяцев. Это нормальный, даже выше среднего, уровень покупательской активности для сегмента живописи и графики. В среднем по рынку очных аукционов эта цифра составляет 38 %.

От участников рынка поступают жалобы на отсутствие новых покупателей, но наблюдения проекта противоречат этому. Они есть, только несколько поменяли свой социальный статус: за купленные на аукционе вещи расплачиваются не банкиры и бизнесмены, а врачи, менеджеры и вообще люди «мирных» профессий, другими словами «середнячки». Среди них есть начинающие коллекционеры, а также те, которые переключаются с других направлений на живопись.

Депрессивная ситуация в экономике и политике конечно оказывает значительное влияние на продажи, но вместе с тем ситуация на рынке изменилась. Хоть и не все участники соглашаются признавать новый, более низкий уровень цен, на который готовы покупатели. Спрос есть почти на все, но по более низким ценам. А резервная цена (минимальная согласованная с продавцом цена, по которой возможно заключить сделку) оказывается для текущей ситуации слишком большой. И при близком успехе продавец отказывается «подвинуться», поэтому сделки срываются из-за 3–5 % цены. Практический опыт показывает, что покупатель есть на все, только по «правильным» ценам.

Отчеты с московских аукционов показывают, что на книжном рынке бум, а на рынке изобразительного искусства – спад. Но отношение к живописи не поменялось, о чем свидетельствует огромный интерес к выставкам в последнее время. Итогов 2013 года еще нет, но по данным The Art Newspaper, в 2012 году Эрмитаж посетило более 2,4 миллиона человек (что лишь немного меньше посещаемости Орсе и Прадо), а Третьяковку — 1,4 миллиона. Кроме этого, наряду с государственными выставками в последние годы наблюдается бум частных выставочных инициатив. Это прямое доказательство, что упадка интереса к живописи нет. И есть обоснование считать, что при более гибком рыночном ценообразовании и дружественности продавцов процент продаж на аукционах живописи не уступал бы книжным торгам.

Также распространено опасение, что живопись сегодня сложно продать. Владельцы картин обеспокоены возможностью быстрого обращения картин в деньги при необходимости. Общеизвестно, что любой результат обычного аукциона можно ждать месяца три, как и с галереей. Но продать картину по рыночной цене можно достаточно быстро, как например, за неделю на аукционной площадке сайта. Если выставлять адекватную цену и ориентироваться на реальный спрос, хорошая живопись в качестве актива может быть вполне ликвидной.

Кроме роста интереса к выставкам, среди новых позитивных тенденций можно отметить следующие. Некоторые музейные структуры (например, ММСИ и ММАМ вместе с Phillips) начали собственные образовательные программы, ориентированные на формирование новой волны образованных покупателей. Также в прошлом году появились новые аукционные дома, часть из которых работает с ультрасовременным искусством. на В 2014 году рынке живописи и графики экономическая ситуация не располагает к буму, но потребности покупателей не перестанут остановятся. При этом и далее будут расти требования к удобству покупки, когда не нужно разыскивать материал по разным местам, еще и чтобы было достаточно времени на принятие решения.

По информации сайта ARTinvestment.RU