В ГЦСИ открылась выставка «Пространство LUCIDA»

DETAIL_PICTURE__81153773
фото: Мария Москвичева

Свету отводится особое место в истории искусства. Творцы далекого прошлого изобретали различные живописные приемы, чтобы передавать свет на холсте. Художники двадцатого продвинулись дальше — превратили сам в свет в инструмент искусства. Начало экспериментов стало возможным, когда искусственное освещение стало частью обыденной жизни, а это произошло почти век назад. Современные световые арт-опыты и вовсе на грани фантастики, что наглядно показывает выставка «Пространство LUCIDA», которая расположилась на территории Государственного центра современного искусства (ГЦСИ).

Встречает зрителей проекта яркий свет, который вырывается из небольшого зала напротив входа на выставку и ослепляет посетителей. Привыкнув, зрение в мерцании начинает различать все цвета радуги, которые вырисовываются в странные сновидческие образы. Этот объект выставки — «Световой пейзаж» Маттайса Монника — один из фрагментов проекта «Цитадель», который с помощью агрессивного света и звука, находящегося на гране возможностей человеческого восприятия, создает виртуальную вселенную, где каждый посетитель исследует собственные границы сенсорики.

Вселенная света плавно перетекает к подножию «Бесконечного» — инсталляция Урсулы Молитор и Владимира Кузьмина (немецко-российского дуэт, творящий с 1996 года) находится в центре экспозиции. С потолка десятки проводов тянутся к люминесцентным лампам, выложенным на полу по кругу. Это очень похоже на гигантский ритуальный костер, выполненный в современной, электрифицированной версии.

На выставке также представлена одна из последних разработок с использованием контролируемых светодиодов, внедренных в комплексные инсталляции. Художникам удается, быстро освоив новые технологии, продолжать использовать старые световые формы в ином виде. Это — инсталляция Габи Тион а Тама, отделенная от основной экспозиции плотной черной тканью. В темной маленькой комнатке от потолка к полу тянутся и движутся по спирали 16 вибрирующих люминесцентных проводов, отливающих ярко-синим. Движение их от очень быстрого, превращающее их в танцующие спирали ДНК, до совсем медленного, превращая в извивающихся червяков. Все это происходит под музыкальное сопровождение звуков ветра, которые создают эти же провода во время движением.

Подобных темных комнаток на выставке еще несколько. В одной мерцает море светлячков, которых художник Владимир Тарасов воспроизвел искусственно, увидев когда-то вживую возле грузинской деревни. В другой проект Марии Якуниной демонстрирует катастрофы, изобретенные людьми в кино для Земли.

Пространство света не обошлось без светил. Луна создана самым лунным художником современного искусства Леонидом Тишковым в двух ликах: привычно светящемся и черном — месяц и его тень. Солнце представлено в видеокомпозициях Александра Петтая: на экране желтое пятно бесконечно спорит с черным космосом, то отвоевывая территорию у тьмы, то сдавая позиции черной дыре.

Вторая часть экспозиции находится в мансарде ГЦСИ — старом здании, расположенном за основным. Под старой крышей, которая поддерживается деревянными балками, мы видим маяк. Мягкий желтый свет тяжело пробивается из-под белой ткани, окружающей луч. Художник Владимир Тарасов воспроизвел маяк, увиденный на куполе Свято-Вознесенского храма на Соловецких островах. Там маяк не только помогает ориентироваться морякам, но и является памятником заключенным, которые погиб на Соловках концлагеря СЛОН. Зрителям выставки он служит лампой, освещая другие экспонаты. Таких, как серию художника Владимира Смоляра. На стенах расположены фотографии извивающихся белых линий и экран, где пляшут эти же лучи, что запечатлены на снимках. Это не просто абстракция — концерт композитора Антона Багатова, записанный на телефон. Художник во время концерта включил видео и стал жестикулировать телефоном в такт музыке. Композитор за пиано трансформировался в белый огонек, который начал быстро множиться и рисовать эти картины.

Необычная нотная светопись стала отличным финалом для проекта, символизирующего не только уровень приручения искусственного света человеком, но и творческую поэтичность и музыкальность этого явления.

Это завораживающее направление продолжится изучаться и на других арт-пространствах Москвы: световые фантазии художников представят в выставочных залах «На Каширке», в «Пересветовом переулке» и «Галереи Беляево».