Музей-усадьба Абрамцево дебютировал в Вене с выставкой произведений Врубеля

800px-Усадьба_Абрамцево_-_Усадебный_Дом

Музей-усадьба Абрамцево впервые открыл зарубежную экспозицию произведений самого выдающегося представителя российского модернизма Михаила Врубеля. В экспозицию, привезенную в столицу Австрии в рамках российско-австрийских культурных сезонов, вошло порядка 80 картин, график, эскизов и керамических скульптур. Эту выставку можно назвать премьерой, поскольку эти шедевры практически никогда не покидают территорию России, да и само Абрамцево. Все произведения родились в усадьбе, а концепция выставки в полной мере отражает ее называние: «Абрамцево: место гения». Михаил Врубель был лишь одним из представителей Абрамцевского художественного кружка, в который входили Поленов, братья Васнецовы, Серов, Коровин, Остроухов.

Врубель именно в усадьбе получил второе дыхание и начал реализовывать себя как керамиста. Именно в Абрамцеве он создал и знаменитую скульптурную сюиту по мотивам опер Римского-Корсакова, за которую на выставке в Париже в 1900 году получил золотую медаль.

Участники Абрамцевского кружка работали над созданием национального стиля, — отметила на церемонии открытия выставки директор музея. — Это было симптоматично, поскольку во Франции складывается в то время ар-нуво, в Германии — югендстиль, в Австро-Венгрии формируется сецессион, а Абрамцево принято считать родиной русского стиля модерн».

 

Из ВИКИПЕДИИ:

Уса́дьба Абра́мцево («Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник „Абрамцево“») — музей-заповедник, расположенный на берегу реки Вори, в 60 км к северо-востоку от Москвы, в Сергиево-Посадском районе Московской области.

Помещичья усадьба Абрамцево получила известность с середины XIX века. Ее владельцами были писатель С. Т. Аксаков (c 1843 г.), промышленник С. И. Мамонтов (с 1870 г.).

У Аксаковых бывали писатели И. С. Тургенев, М. Н. Загоскин, Н. В. Гоголь, поэт Ф. И. Тютчев, актёр М. С. Щепкин, историки Т. Н. Грановский и М. П. Погодин, другие известные современники.

При Мамонтове в усадьбе гостили и работали знаменитые русские художники И. Е. Репин, В. М. Васнецов, А. М. Васнецов , В. Д. Поленов, П. П. Трубецкой, И. С. Остроухов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, К. А. Коровин, И. И. Левитан, А. Т. Матвеев (Мамонтовский художественный кружок)[1], музыканты, актёры, певец Ф. И. Шаляпин. Были организованы столярная и керамическая мастерские.

После 1917 г. усадьба была национализирована и превращена в музей. Первым хранителем была дочь С. И. Мамонтова Александра Саввична. На площади в 50 га, занимаемой музеем-заповедником в настоящее время, находятся памятники архитектуры XVIII—XIX веков и парк. Собрание музея включает более 25 тысяч экспонатов. Экспозиции посвящены жизни и творчеству владельцев и знаменитых гостей Абрамцева.

12 августа 1977 года Постановлением Совета Министров РСФСР музей-усадьба «Абрамцево» была преобразована в Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» Министерства культуры РСФСР.

Абрамцево — артистическое содружество, сложившееся в середине 1870-х годов вокруг С. И. Мамонтова, промышленника, известного мецената, художественно одаренного человека. Поэтому часто кружок называют мамонтовским. На протяжении четверти века подмосковное имение Мамонтова «Абрамцево» оказалось крупным очагом русской культуры, местом, куда иногда на целое лето, иногда на более короткий срок приезжали художники — от уже известных до совсем молодых. Среди посетителей были Репин, Поленов, Васнецов, Серов, Врубель, Поленова.

Здесь много рисовали, усердно занимались живописью, открывая красоту среднерусской природы и обаяние душевно близких людей, ставили домашние спектакли, осуществляли интересные архитектурные замыслы, работали в специально устроенных кустарных мастерских.

Художественная жизнь Абрамцева — это, с определённой точки зрения, история формирования «неорусского стиля», который оказался существенной гранью модерна в России. Амбрамцевский кружок никогда не имел ни своего устава, ни какой-либо заранее сформулированной программы. Красота пользы и польза красоты — такими двумя взаимосвязанными понятиями можно было бы условно определить ту «домашнюю» эстетику, которая складывалась в духовной атмосфере усадьбы.

Своим желанием отстаивать жизненную связь между красотой и пользой мамонтовский кружок разделял распространенные убеждения эпохи. Об тогда говорили и писали чаще всего как раз в той художественной среде, где складывались принципы модерна. Своеобразие творческой ориентации мамонтовского кружка заключалось в том, что соединение пользы и красоты представлялось членам содружества не только серьёзным общественным долгом художественной интеллигенции, но и живой поэтической традицией, органическим свойством крестьянского искусства, воплощающим в себе важные черты народного идеала.

Следуя своим общественным идеям и творческим интересам, члены Абрамцевского кружка организовали две мастерские: столярно-резчицкую (1885) и керамическую (1890). И в том, и в другом случае дело касалось попыток возродить художественные кустарные промыслы, имея перед глазами собранные в деревнях изделия народного искусства. Участники мамонтовской колонии не смотрели на эти изделия крестьянского труда как на «образцы», подлежащие копированию. Намерения были вернуть декоративно-прикладному искусству его поэтическую сущность и, вместе с нею, его основную жизненную функцию — украшать повседневный быт человека. Художники, чьи стилевые искания шли в этом направлении по-разному осмысливали поэтику и стилистику народного творчества, и, скажем, керамика, созданная Врубелем в абрамцевской мастерской, откликалась на совершенно иные стороны фольклорной художественной традиции, чем резные двери, полки буфеты, исполнявшиеся Е. Поленовой и ее коллегами по столярной мастерской. Более того, здесь можно говорить о различных модификациях «неорусского стиля» — от творческого воссоздания традиционной изобразительной лексики и орнаментальных форм предметов крестьянского быта до их серьёзной трансформации в новую пластическую систему. Тем не менее, об абрамцевском «стиле» как о самостоятельном явлении русского искусства можно говорить лишь условно — он постоянно развивался, обретал новые свойства и качества.