Загадка Иеронима Босха

 

c55db70de179
фрагмент картины «Сад земных наслаждений»
считают автопортретом Иеронима Босха

Идиллические райские видения и картины ада, то женственно-беспомощными, а то чудовищно уродливыми существами, отвратительные превращения, таинственные символы – все это характерно для большинства произведений Босха и делает его творчество уникальным и волнующим явлением в истории искусства. Ученые выдвинули множество самых разнообразных гипотез относительно личности этого необыкновенного художника.

В нем видели предшественника Сальватора Дали и всего сюрреализма, черпавшего вдохновения в сфере бессознательного. Видели психопата с эдиповым комплексом, одержимого при этом сексом.  Также представляли адептом еретической секты спиритуалов (адамитов), пропагандирующих сексуальную свободу в качестве возвращения человека в состояние невинности до грехопадения, с другой стороны – неумолимого преследователя порока. Ходили слухи, что он практиковал алхимию, астрологию, магию, спиритизм, оккультные науки, владел навыками применения галлюциногенов с адскими видениями. Его религиозный и культурный кругозор постоянно исследовался в поисках возможных источников его фантасмагорических образов.

Многие из выдвинутых гипотез устарели, некоторые не подтвердились фактами. Есть гипотезы, которые привели к пониманию картин, но противоречивы по сути, или носят субъективный характер. Мир Босха до сих пор остается не разрешенной загадкой.

Наиболее точное толкование «странностей» Босха дал испанский монах Хосе де Сигуенса: «разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят с наружи, ему же хватает мужества изобразить их такими как они есть изнутри.

 

Его настоящее имя – Йероен (от лат. Иеронимус) Ван Акен, но он предпочел взять псевдоним, образованный от названия его родного города Хертогенбоса. Возможно он хотел отличатся от других членов семьи, многие из которых были художниками.  

 

Семь смертных грехов

 

15502

Эта картина принадлежала испанскому королю Филиппу второму и первоначально служила поверхность стола. Но король велел повесить ее в спальне своей резиденции монастыря в Эскореале, что бы придаваться размышления глядя на ней нравоучительный характер картины вторит библейским изречениям о неизбежном исходе греховной жизни человека. Большой круг – это око Бога в виде зеркала отражающего жалкие слабости человека, а в центре размещена фигура восставшего из гроба Христа со словами «Берегись, берегись, Бог видит». Человеческая судьба сводится к четырем маленьким кружкам по углам, изображающим «тайны»: Смерть и Страшный суд вверху, а внизу – Ад и Рай. Хотя изображение грехов достаточно традиционно, но присутствуют элементы символического языка Босха: музыкальные инструменты в Похоти, дьявольское зеркало в Гордыне, жаба в Аду.

101324884_605pxJheronimus_Bosch_4_last_things__death_                       101324992_large_618pxJheronimus_Bosch_4_last_things__Last_Judgment_

 

49693321_7d_left_up_web                       101325459_large_608pxJheronimus_Bosch_4_last_things__Paradise_