О новом ВИЕ 3D

вий

Разговоры о «Вие» начались еще в середине 2000-х: режиссер Олег Степченко и продюсеры рассказывали, как сделают из короткой повести Гоголя модную сейчас трилогию. Премьеру назначали на 2009-й, и на 2010-й, потом на 2011-й, дальше уже перестали ждать. Но вот он триумфально появился – и стал первым высокобюджетным российским фэнтези.

В нем просматривается и гоголевский сюжет, и намеки на советский одноименный фильм. Знакомая всем с детства история Хомы Брута, ведьмы-панночки и славянского демона Вия кратко озвучена в начале картины. Панночка (Ольга Зайцева) в первых кадрах погибает и просит своего отца-сотника (Юрий Цурило), чтобы заупокойную молитву по ней читал Хома Брут (Алексей Петрухин). Хома не знаком с семьей сотника и был удивлен просьбе, но придя в церковь на молитву, узнает в умершей ведьму, которую видел в ночь накануне смерти панночки. За три ночи Хома видел и ожившую панночку, и летающий гроб, и демона Вия, после встречи с которым его нашли мертвым.

Только, главным героем нового «Вия» стал не философ-бурсак Хома Брут, а британский путешественник картограф Джонатан Грин, который путешествует в сторону Востока и рисует свою карту. Вот он попадает в туман и в небольшое казацкое поселение. Местные истории его сильно заинтересовали, но поверил в них он только столкнувшись с мифами лицом к лицу. Теперь перед ним восстали все ужасные легенды, которые бродили в этом проклятом месте уже множество веков…

Гоголевская история в новом фильме – только иллюстрация диких нравов славянской Малороссии, куда попал картограф Джонатан Грин. Роль эту сыграл английский актер Джейсон Флеминг, что придало картине международный статус и перспективу зарубежного проката. Герой Флеминга в «богатом» парике сбегает от своей беременной невесты навстречу приключениям. В мечтах ученого – создание карты часовых поясов, которая позволит всему миру ориентироваться на среднее время по Гринвичу. Британский картограф, судя по всему, и предположить не мог, какой временной провал существует между цивилизованной Великобританией и вечно пьяной Малороссией.

В фильме появляется герой, которого у Гоголя не было, — отец Паисий (Андрей Смоляков). Представитель церкви формирует общественное мнение всего хутора и предлагает гнать всех, «кто несет свет знаний». Этот персонаж гармонично влился в картину для актуализации гоголевского сюжета под условия современной России.

Окончательный вариант имеет довольно отдаленное отношение к Гоголю. Основное действие разворачивается через год после жутких событий в деревенской церкви. Местное население не в состоянии их забыть, а священник отец Паисий накручивает и без того перепуганных малороссов. Церковь заколочена и проклята тем же Паисием (а гроб с телом панночки так и стоит внутри). Подробностей о произошедшем поп не разглашает. Всех это положение устраивает, кроме отца панночки: тот мучается, что дочку не отпели и не похоронили по-христиански.

Вполне естественной в этом контексте выглядит и трансформация образа панночки, которая ведьмой не была, а просто при жизни вела себя слишком раскованно. В панночке отчетливо отражается отношение Гоголя к женщинам: полный неврозов, он боялся красивых девушек, особенно готовых проявить инициативу, потому как сам судя по всему был девственен.

Монстры — большая редкость в российском кино, неплохо придуманы и нарисованы на компьютере, особенно если жалких уродцев советского «Вия». У Степченко получился Вий вполне достойного мирового уровня. Еще появляются несколько бравых украинцев, в ключевой сцене смахивающие на морепродукты, а также совсем мелкие злые черти, выползающие из вареников.

Не было только громадных белых крыс, о которых было упомянуто в конце фильма…