«Над городом»

над городом

Благодаря творчеству Марка Шагала слова «взлететь от счастья» или «парить в небесах» обрели реальную жизнь. Он давал жизнь метафорам, называемый «Мастером зримой поэзии». Сам Шагал не определял в своих творениях ни направлений, ни границ, ни стиля. Его живопись трудно расшифровать из-за иносказаний, символов и метафор.

Одна из самых известных картин с «парящими» персонажами – «Над городом».

Сюжет ее – фантастический, но герои — реальны. Их здесь трое — он, его жена Белла и родной Витебск. За ними скрывается биография мастера, его мировосприятие. В 1909 на одной из этих улочек натурщица Шагала познакомила его со своей подругой Беллой.

 

Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, её глаза! — я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Я вошел в новый дом, и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»).

 

Именно эти глаза смотрят на нас почти со всех картин Шагала ,а ее черты угадываются во всех женщинах и ангелах. Белла отвечала ему взаимностью, несмотря на то, что он – сын простого еврея, который разгружал селёдку. Она – дочь богатого торговца ювелирными украшениями Розенфельда. И собиралась учиться в престижном учебном заведении в центре Москвы — Высшие женские курсы.

Её ортодоксальные родители уговаривали ее связываться с ним. Но она не слушала и ждала его. Из Парижа и Берлина Шагал вернулся в Витебск уже знаменитым, чтобы женится на ней и воспеть, как Петрарка – Лауру, Данте – Биатриче. Эта картина – один из первых гимнов его страстной любви к Белле, и так продолжалось все 29 лет их совместной жизни. Светлость и нежность и в цветах и в формах, даже кубистические приемы смягчены.

Она была не просто женой — подлинной его музой. Шагал писал: «не кончил не одной картины или гравюры, не спросив у неё да или нет». Их свадьба была сыграна в 1915-м, а картина «Над городом» датирована 14-18-м.

В этой картине, улетая, он оборачивается назад и прощается с городом. Как будто предчувствуя, что скоро не будет жить ни в нем, ни в России. Париж он назовет «своим вторым Витебском». На десятках картин — церкви, дома, заборы, разрушенные позже революцией и войной. Но «Над городом» Шагал и Белла победили обыденность, горести, и тяготение земли. А «верх и низ» в его картинах всегда довольно относительны. Кстати, одну картину Шагала на выставке в 1914-ом так и повесили «вверх ногами».

Шагал еще любил совмещать возвышенное с низменным, грусть с юмором: как влюбленная пара здесь может парить над этим персонажем под забором? Но вот понятия «добра» и «зла» мастер никогда не менял местами. И в этой картине над городом его подняли безграничная любовь к женщине, к Витебску и к жизни.

Марку Шагалу цыганка предсказала, что у него будет три женщины: одна необыкновенная, а две – обычные. И что он умрет в полете. Его третья жена не отпускала его в аэропорт, а он умер в лифте по дороге в свою мастерскую. Все сбылось…

 

Источник: «Новости культуры».